Духовный урок храмовой меноры

Иудаизм. Минора

Несмотря ни на что, Ханука в первую очередь — «праздник огней», праздник-воспоминание о чуде меноры — удивительного светильника, сияние которого некогда из Иерусалимского Храма наполняло весь мир светом Б-жественного Присутствия. Ее устройство подробно описывается в Торе. Сочетание многочисленных деталей настолько сложно, что Рамбам находит нужным привести в своей книге «Яд Хазака» рисунок, исключающий путаницу в восприятии описания светильника. Для наших рассуждений понадобится знать немного. Храмовая менора состояла из основы — центрального стержня и шести боковых ветвей, поднимавшихся по три с каждой стороны и заканчивавшихся на одном уровне. Свет пламени шести плошечек с маслом, укрепленных на вершинах боковых ветвей, был направлен на огонь центральной лампадки меноры.

Храм — модель духовного устройства мира. Давайте попробуем разобраться, с чем связана упомянутая деталь устройства храмового светильника.

Еврейский народ един. Это единство — большее, чем представляется на первый взгляд. Лишь нашим глазам народ предстает как набор индивидуумов, состоящий из отдельных людей, — объясняет внутренняя Тора. Глядя на мир «снизу», мы видим евреев — людей, способных ссориться и даже воевать между собой. Поднявшись выше, над иллюзией и сокрытием мира, мы видим суть: еврейский народ — единое целое, лишенный внутреннего противоречия цельный организм, в котором нет лишней или недостающей детали.

Единство его — не аморфное «единство» тела медузы, не равнодушное единство кирпичей, составляющих стену. Живой и сложный наш народ состоит из евреев — индивидуальностей, ярких и яростных характеров. Не зря Тора говорит, что нет двух евреев с одинаковым взглядом на мир. Однако индивидуальности эти не противоречат одна другой. Это индивидуальность органов тела: сердца, глаза, печени и легких. Как в здоровом человеческом теле ни единый орган невозможно назвать ненужным, так ни один еврей не может быть лишним. У каждого есть своя задача в жизни народа, и без этой маленькой работы личности-еврея неполноценно, несовершенно существование всего тела — служение Б-гу еврейского народа в целом. Поэтому доброе дело одного приносит здоровье и удачу всем евреям во всех уголках мира. А грех отзывается не только совершившему проступок, но и всем его соплеменникам, где бы они ни находились.

Человеческий мозг — именно этот удивительный, наиболее тонкоорганизованный орган, согласно Каббале, является точкой соприкосновения материальности с духом. Он принимает от источника Б-жественную жизненность, распределяет ее между другими органами тела, управляет процессами, происходящими в нем, заботится о том, чтобы оно было здоровым.

Голова — глава еврейского народа — Ребе. Его жизнь посвящена тому же. Он — тот, кто воспринимает Б-жественную жизненность. И уже через его душу получает ее каждый из евреев, даже тот, кто никогда не слышал о Ребе. Он, подобно Моисею в поколении Дарования Торы, поддерживает связь между евреем и Б-гом, заботится о том, чтобы Служение народа и Служение каждого было полным, угодным Всевышнему, ведущим к цели Творения.

Каждый из нас — индивидуальность. Каждому Б-г дал свои способности, свое видение мира и достаточно сил, чтобы быть хорошими людьми и хорошими евреями. Органу тела для того, чтобы быть здоровым, необходимо прислушиваться к голове. Так же и человеку (даже, может быть, в большей степени) правильный путь в жизни, истинную меру ценности поступков может указать только Ребе.

Семь лампадок – это семь различных архетипов евреев, соответствующие высшим Сфирот и происходящим от них внутренним силам Б-жественной души. Все они должны быть направлены к Ребе — центральному огню, благодаря которому становится Б-жественным и поднимается ко Всевышнему свет их огня.

Шмуэл Соминский

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий