Две большие разницы

Тора

В главе «Вайеце» Тора расказывает о свадьбе нашего праотца Якова. Как известно, Лаван обманул Якова, подменив ему невесту в день свадьбы. Благодаря этой афере Лаван, сам того не желая, содействовал преумножению еврейского народа и возникновению «двенадцати колен Израиля». Это первая свадьба, описанная в Торе – и именно из этого фрагмента взяты многие еврейские свадебные обычаи и обряды.

Чем руководствовался здесь Лаван, совершенно понятно: «Не принято у нас выдавать замуж младшую раньше старшей», – говорит он, поскольку заинтересован выдать замуж и Лею, и Рохель. Поэтому на вопрос изумлённого Якова: «Что это сделал ты со мной?!» Лаван спокойно отвечает, что ничего, мол, страшного — «заверши неделю с этой», а затем женишься на второй. Видя в происходящем волю Провидения, Яков соглашается.

Из этого фрагмента наши мудрецы выводят несколько законов, как, например, обычай «Шева Брахот» – семи дней благословения. В первую неделю после свадьбы принято устраивать праздничные ежедневные трапезы в честь молодой пары. Кроме того, в течение всех этих семи дней не следует устраивать иных торжеств (разумеется, кроме праздников, указанных в еврейском календаре).

Откуда дровишки?

События, описанные в нашей главе, происходили задолго до дарования Торы – вот это как раз и странно!

Есть вопрос, который давно интересует еврейских мудрецов-талмудистов: понятно, что мы исполняем заповеди, потому что так сказал Всевышний, остаётся лишь выяснить: где именно в Торе Он это сказал? Ведь вовсе не из рассказов о наших праотцах мы узнали законы иудаизма – о каждом из них нам прямым текстом сообщила Тора в виде заповедей. Так, например заповедь об обрезании выполняется не из-за того, что первым её исполнил Авраам, как описано в книге Брейшит (хотя и носит название «Союза Авраама»), а потому что так приказано в главе «Тазрия» в книге Ваикра.

Перед дарованием Торы материальный предмет не мог служить «сосудом» для духовности, поэтому в работе с материальностью цель сводилась к тому, чтобы «физическое» не мешало «святому». Но чтобы сама материальность превращалась в святость, чтобы сам предмет становился святым предметом – было невозможно! После дарования Торы предмет, с помощью которого осуществлялась заповедь, получил способность «освящаться». Материальный мир обрел возможность служить «сосудом» для Б-жественности.

Поэтому само понятие «закона Торы» появилось лишь после её дарования. До этого существовали различные подходы и способы в служении Творцу, но о законах служения речи не шло. Однако в нашем случае мы имеем дело с периодом, предшествовавшим дарованию Торы, и, несмотря на это, выводим законы и обычаи еврейской свадьбы из рассказа о Якове!

Ничто не ново под солнцем

Всё дело в том, что все вышесказанное касается именно законов исполнения заповедей, а не душевного настроя человека, их исполняющего. Природа человека совершенно не изменилась за последние 4000 лет. Ведь гаммы душевных волнений и переживаний любого из нас и нашего соплеменника, жившего до дарования Торы, практически идентичны. И в прежние времена, и в наши дни каждого из нас одолевает йецер ара – злое начало в душе человека. И сегодня, как и сотни лет назад, всей душой желая исполнить заповедь, мы испытываем сомнения в целесообразности этого. Каждый из нас согласен, что помогать бедным – это замечательно, но при этом никак не можем понять: почему именно мы должны этим заниматься?

Законы с тех пор, конечно же, изменились, а вот люди – абсолютно нет. Рассказы о наших праотцах помещены в тексте Торы специально для того, чтобы продемонстрировать нам всю сложность и парадоксальность еврейской души. Мы, их потомки, унаследовали от Авраама, Ицхака и Якова все качества их характеров. Именно поэтому текст Торы не потерял для нас своей актуальности. Поэтому нет никакой проблемы «подсмотреть» свадебный обычай у Якова в главе «Вайеце».

Одно другому не мешает?

Запрет «смешивать торжества» как раз и относится к сфере душевного состояния человека. Когда человек радуется, когда он счастлив, то весь мир в его глазах преображается: удивительно поют птицы, необычно пахнут цветы, и… даже соседи по подъезду, как выясняется, очень симпатичные люди, несмотря ни на что. В такие моменты радость может совпасть с другой радостью – встретил на улице старого знакомого, а он раз… и вернул тебе старый долг. Приятно? Конечно! Но если то же самое проделать с заповедями, то будет не так уж и хорошо.

Ведь Тора требует от человека полной самоотдачи, то есть мало формального исполнения заповеди (при помощи тела) – нужен ещё и настрой души человека, её исполняющего. Таким образом, от нас с вами требуется мобилизация всех категорий нашей души, всех её эмоциональных характеристик, включая, конечно, и радость от выполнения заповеди. А теперь представьте, что к этой радости присовокупится радость иного рода – например, по поводу того, что вы сегодня надели новые туфли. Нет, в самих туфлях нет никакого «криминала», всё дело в том, что нужно уметь различать и отделять радости. Именно поэтому в течение свадебной недели не принято устраивать иных торжеств, чтобы не смешивать радость от исполнения важнейшей заповеди – создания еврейской семьи – от прочих житейских радостей.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий