Гендерное равенство

«Да не будет одежды мужской на женщине,
и да не надевает мужчина одежды женской...» (Дварим, 22:5)

Эта заповедь подразумевает, что мужчина должен стараться реализовать весь данный ему Б-гом потенциал, в соответствии с определенными Торой принципами саморазвития, именно как мужчина, а женщина должна стараться задействовать заложенный в нее Свыше потенциал – как женщина. При том что все мы содержим и мужские, и женские качества, тем не менее наш биологический пол четко указывает, какие именно из качеств нам главным образом надлежит проявлять.

Раскрытие данного нам Б-гом потенциала – невзирая на попытки окружающего общества вынудить нас быть чем-то, кем мы не являемся – это и есть истинное «равноправие». Когда женщина ошибочно полагает, что должна вести себя, как мужчина, и действовать по-мужски, она этим косвенно утверждает, что женщины по своей природе уступают мужчинам, и для того, чтобы развить в себе чувство собственного достоинства, она должна поэтому конкурировать с мужчинами. Тора запрещает такое оскорбление статуса женщин. Вместо этого она подчеркивает и ценит их женственность, поощряя их к тому, чтобы развивать свои врожденные женские качества. И именно за счет этого женщины могут вносить свой уникальный и жизненно важный вклад в существование и развитие общества, приближая этот мир к достижению Б-жественной цели.1

Что считается женской и мужской одеждой?

Женской считается такая одежда, по форме которой, образу пошива или по цвету заметно, что это женская одежда, а мужская наоборот.

Рамбам пишет: «…И каждый человек, который украсил себя подобным образом или одел что-либо, о чём известно в той местности, что это именно женское украшение, подвергается бичеванию». Из слов Рамбама следует: являются украшение и одежда женскими или мужскими, определяется тем, что принято в данной местности. Если в каких-то краях та или иная одежда считается женской, то именно там её запрещено носить мужчинам.

Один предмет женской одежды

Запрещено мужчине надевать даже один предмет женской одежды, если по остальной его одежде понятно, что это мужчина. И также женщине запрещено надевать хотя бы один предмет мужской одежды.

Украшения

Не только одежду, но любые украшения и вещи, по обычаю данного места предназначенные специально для женщин, их красоты и миловидности, запрещено использовать мужчине. И точно так же всё, предназначенное специально для мужчин, запрещено женщинам.

Зонт

При необходимости мужчине разрешено пользоваться женским зонтом.

Часы

Женщине запрещено носить мужские часы, а мужчине женские.

Костюм

Для участия в представлении не следует мужчине надевать женский костюм, а женщине мужской. Однако, если очевидно, что это только костюм для представления, а не настоящая одежда, то запрета нет.

Дети

Запрещено надевать детям, даже самым маленьким, одежду противоположного пола. При этом маленьких девочек до трех лет можно одеть в брюки или ползунки, поскольку в этом возрасте они не являются именно мужской одеждой (в дальнейшем мы еще расскажем о запрете для девушки и женщины носить брюки).

Если маленький ребенок, который еще не понимает разницу между мужской и женской одеждой, сам надевает одежду противоположного пола, его не нужно в этом упрекать.

Запрет на поведение

Говоря: «Да не будет мужского предмета (одежды) на женщине и не наденет мужчина женского платья», Тора запрещает также поведение, обычно присущее представителям противоположного пола. В соответствии с этим запретом, женщине, к примеру, также запрещено носить оружие, а мужчине красить волосы.

Запрет женщине носить оружие

В Талмуде (Назир 59а) записано правило: «Обычай мужчины – завоевывать, но не обычай женщины завоевывать». На этом основывается запрет для женщин выходить с оружием на войну. Поясняет рав Элиэзер Йеуда Вальденберг («Циц Элиэзер», 20:31), что на самом деле здесь не один, а два различных запрета: выходить на войну и ходить с оружием.

Поэтому женщине запрещено носить оружие и одевать военную форму, а также стоит воздержаться от стрельбы из ружья или пистолета в тире.

Поясняет рав Элиэзер Йеуда Вальденберг («Циц Элиэзер», 20:31), что тут есть два различных запрета: выходить на войну и ходить с оружием. Основываясь на этих словах Талмуда, Рамбам (Законы идолопоклонства, 12:10) и вслед за ним Шульхан Арух (Йоре Деа, 182:5) пишут, что женщине запрещено надевать, к примеру, кольчугу. Интересно, что Таргум (перевод Торы на арамейский язык) Йонатана бен Узиэля на книгу Шофтим (5:26) приводит, что Яэль убила Сисру колышком, а не мечем, чтобы не нарушить запрет «да не будет мужского предмета на женщине».

Однако, несомненно, в месте, где есть опасность для жизни, разрешено женщине носить оружие, ведь, чтобы спасти жизнь, следует нарушить все запреты Торы (кроме трех: прелюбодеяние, идолопоклонство и кровопролитие).

Пишет рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», Орах Хаим, 4:75), что в месте, где есть опасность (в ответе шла речь о конкретном месте – Гуш Эцион), разрешено женщине носить пистолет. Подобное писал и рав Овадья Йосеф в респонсе «Йехаве Даат» (55).

Однако в большинстве районов Иерусалима на сегодняшний день нет реальной опасности, поэтому в этих местах не разрешено женщине носить оружие. В любом случае, где бы человек ни находился, есть у него оружие или нет, следует надеяться только на Творца, как сказала Хана (Шмуэль 1, 2:8): «… ибо не (своей) силой победит человек». Кроме того, сказано: «надеющийся на Г-спода – милосердие (Творца) будет его окружать» (Теилим, 32:9). Несомненно, ни в коем случае не стоит поддаваться панике.

Запрет мужчине красить седые волосы

К запрету «Да не наденет мужчина…» также относится запрет удалять даже седой волос среди тёмных, даже всего один, поскольку таким образом о своей привлекательности заботятся женщины. И мужчине также запрещено красить хотя бы один свой седой волос.

Есть спор мудрецов, разрешается ли мужчине, поседевшему слишком рано, или тому, у кого поседела половина головы и он стесняется этого, покрасить седые волосы. Поэтому в таких случаях следует выяснить вопрос у раввина.

Запрет накладывать макияж

Мужчине запрещено использовать косметику и накладывать макияж. Но если на лице есть пятно, которого мужчина стесняется и желает скрыть, ему разрешается наложить макияж на это место.

Запрет удалять волосы

Там, где принято, что это делают только женщины, мужчине запрещено удалять волосы под мышками и в паху даже с помощью ножниц срезая волосы прямо над кожей. Однако запрет существует только для тех, кто таким образом хочет себя украсить. В лечебных целях, а также если волосы раздражают кожу или вызывают страдания, их разрешается удалить.

Брюки

Еврейской женщине не стоит ходить в брюках, поскольку они считаются нескромной одеждой для женщин.

В том месте, где принято, что только мужчины носят брюки, женщине запрещено их надевать, и это следует из запрета «Да не будет мужских вещей на женщине».

Относительно места, где принято, что женщины тоже носят брюки, есть спор мудрецов, нарушает ли женщина, которая носит брюки, этот запрет. Подробней об этом читайте здесь.

Однако в любом случае нет запрета надевать брюки маленьким девочкам до 3 лет.

1."Итваадуйот 5742", т. 3, с. 1660—1661; «Итваадуйот 5745», т. 1, с. 128-129.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий