Избранный народ, или Право на каприз

Р-н Александр Фейгин

Тора

Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. Если и раздражали другие народы, то только громкими голосами, многословием и оживленной жестикуляцией. Поэтому и приходится антисемитам в поисках повода к очередному погрому так натужно морщить лбы, припоминая еврейские козни. Кроме непременной крови для мацы и насильственного спаивания народа, который испокон веков был трезвенником, нас обычно попрекают манией Б-гоизбранности. С этим стоит разобраться.

«И чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал... чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал»1. «Ведь Б-гу... принадлежат небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней. Но только отцов твоих полюбил Б-г и избрал потомство их... вас, из всех народов...»2

Вокруг этого нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды. А все по незнанию: не о чем спорить – им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.

Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на «наших» и остальных. Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.

Рабби Хаим бен Атар пишет: «Всевышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов...» Впрочем, и он это не придумал. Если вы станете искать в Торе обещание Всевышнего вроде того, что «вы будете Мне народом гениальным», – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими народами. А сказано так: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым...»3.

Саадья-гаон говорил: «Наш народ стал народом только благодаря Торе». В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы. Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции «народ, которому дана Тора». А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: «народ, который принадлежит Торе». Какую бы сторону мы не приняли в споре гигантов, неизбежен вывод: Тора вечна, а поэтому вечны и евреи.

Тут стоит вспомнить исторический анекдот (в этом контексте «анекдот» означает не «шутка», а «интересный факт»). Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель, своего рода «еврейском правительстве» Восточной Европы. Победил Слуцк – в нем насчитали больше экземпляров священных книг. Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена, и нет причины, чтобы мы изменили старой системе «подсчета голосов».

Впрочем, и ответ «избранничество = дарование Торы» по сути не снимает вопрос, ведь можно и продолжить: а почему Тора дана именно нам?

«Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего: тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на земле. Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... но из любви Б-га к вам»4.

Магараль, рабби Йегуда-Лейб из Праги, отвечает на этот вопрос так: нет у евреев никаких особенных достоинств, которые объяснили бы дарование Торы именно им; наоборот, Тора была дана евреям именно для того, чтобы это избрание наше было актуализировано, то есть, из потенциального превратилось в реальное.

Любовь – в этом слове ключ к пониманию феномена избранничества. Когда человек влюблен, он, как правило, не может ответить, что именно пленило его в возлюбленной. И это не случайно: для окружающих она ничем не отличается от других девушек. Особенной ее делают, как говорят по-еврейски, «глаза смотрящего», точнее «глаза влюбленного». В следующий раз, когда вас спросят об избранности евреев, не начинайте ответ словами: «Потому что мы...» Ответьте просто: «Потому что Он полюбил нас».

Если бы мы объясняли свою избранность национальными достоинствами, мы были бы отвергнуты Всевышним. Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его. Б-г, согласитесь, тоже имеет право на капризы.

Примечания
1. Пятикнижие, книга «Дварим», 26:19.
2. Там же, 10:14-15.
3. Пятикнижие, книга «Шмот», 19:6.
4. Пятикнижие, книга «Дварим», 7:6-8.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий