Краткий путеводитель по месяцу Элул

Тора

Согласно традиции, Элул, последний месяц еврейского календаря, — это время самоанализа и подведения итогов, время, чтобы осмыслить совершенные поступки и оценить духовный рост, достигнутый на протяжении уходящего года. Время для подготовки к наступающим Дням Трепета — Рош-Ашана и Йом-Кипур.

Будучи «месяцем Б-жественного милосердия», Элул — это наиболее благоприятное время для тшувы (раскаяния или буквально «возвращения»), молитвы и благотворительности, а также для особого проявления аават-исраэль (любви к собратьям). Поскольку в этот месяц подобными деяниями гораздо легче достичь существенных результатов в работе над собой и в приближении к Творцу.

Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд) уподобил месяц Элул времени, «когда король выходит в поле», покидая свой дворец, и «любой может встретить его, а он привечает каждого с благодушием и расположением».

Ниже приводится перечень основных традиций и обычаев месяца Элул:

    • Каждый день месяца Элул (кроме Суббот и последнего дня месяца) трубят в шофар (бараний рог) в ознаменование призыва к раскаянию
  • При написании письма или при встрече с кем-то принято в заключение благословлять друг друга пожеланием «Ктива Вахатима Това!», что означает: «Чтобы тебе на новый год был вынесен и утвержден добрый вердикт!»
  • К утренней и послеполуденной молитве добавляется 27-й псалом.
  • Баал-Шем-Тов установил обычай три дополнительных псалма каждый день, начиная с 1-го Элула вплоть до Йом-Кипура. В первый день прочитывают псалмы 1-3, во второй — 4-6 и т.д., а в Йом-Кипур прочитывают оставшиеся 36 псалмов, тем самым завершая всю книгу.
  • Будучи месяцем самопроверки, Элул — это хорошее время, чтобы отдать тфилин и мезузы на проверку опытному соферу (переписчику священных свитков) и удостовериться в их кошерности.
  • В течение последней недели Элула, в дни предшествующие Рош-Ашана читают слихот («молитвы раскаянья») 1 . Первый раз — в полночь на исходе Субботы, в остальные дни — рано утром.

Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне.
(Песня песней 6:3)

Во взаимоотношениях любого рода бывают случаи, когда «мужской», дающий, партнер берет на себя инициативу, а иногда — «женский», получающий, партнер первым выражает свои чувства и таким образом стимулирует чувства партнера.

Природа отношений между партнерами во многом зависит от того, кто берет инициативу в свои руки. Поскольку, несмотря на то, что в конечном итоге они оба выражают свою взаимную любовь, тот, кто делает первый шаг, определяет характер ответной реакции. Инициируемое дающим партнером ответное чувство воспринимающего будет проявляться в “мужской” форме; инициируемая же получающим реакция дающего будет по природе «женской». Поскольку ответная реакция обуславливается и формируется ее источником.

В Песне Песней, которая раскрывает наши отношения со Всевышним, используя символику взаимной любви жениха и невесты, можно найти выражение любви инициируемой как женским, так и мужским началом. В одном месте сказано: “Возлюбленный мой принадлежит мне, а я — ему”2, а в другом: “Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне”3.

Иногда Всевышний осыпает нас проявлениями своей любви и доброты, и это вызывает в нас ответные чувства того же рода (“Возлюбленный мой принадлежит мне, а я — ему”). А иногда мы берем инициативу в свои руки и выражаем свою любовь и преданность, несмотря на Его явную отдаленность, тем самым пробуждая Его любовь к нам (“Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне”).

Можно, конечно, сказать, что пробуждаемая Свыше любовь гораздо возвышеннее, чем та, что мы пробуждаем в себе сами. Когда инициатива исходит от Всевышнего, то это раскрытие любви, которая столь же бесконечна и возвышенна, как и ее источник, и пробуждает в нас чувства, на которые мы сами по себе не способны. Тем не менее, такую любовь нельзя по-настоящему назвать нашей собственной. Мы совершенно ошеломлены чем-то, что бесконечно больше, чем мы сами, и наше ответное чувство, соответственно, тоже «больше, чем сама жизнь», но не имеет большого отношения к тому, кем и чем мы являемся в нашем естественном состоянии.

С другой сторону, несмотря на то, что любовь, пробуждаемая нами самими, не так величественна и прекрасна, она, тем не менее, более глубока и истинна. Это цельная любовь — любовь, исходящая из нас самих и выражающая наши самые глубинные желания. И когда мы пробуждаем такую любовь в себе, Б-г отвечает тем же, раскрывая нам цельную, сокровенную любовь — ту любовь, которой мы удостаиваемся такими, какие мы есть, а не ту, что возносит нас на высочайший, но чуждый нам уровень духовности и величия.

Акроним

Месяц Элул — это время особой близости между Небесным Женихом и его невестой — народом Израиля. Намек на это содержится в том, что первые буквы фразы “Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне” на иврите складываются в название месяца Элул.

Важно отметить, что аббревиатура, складывающаяся в название месяца Элул, получается из фразы, которая описывает любовь, инициируемую невестой, а не из фразы, говорящей о любви, исходящей от жениха. Поскольку, несмотря на то, что это время особой близости между человеком и Б-гом, Элул — это самый «обыденный» месяц, в котором нет никаких праздников. Иными словами, это не время, когда мы совершаем подъем, уходя от ежедневных проблем в духовную атмосферу праздника. Наоборот, это время, когда мы остаемся в нашем естественном состоянии, будучи физическими существами, ведущими материальную жизнь.

Потому что Элул, которому из знаков Зодиака соответствует Дева — это месяц невесты. Элул это время, когда инициатива во взаимоотношениях исходит от нас, и ответ Свыше на нашу любовь приходит к нам как к ограниченным, земным существам, принимая нас такими, какие мы есть.

Примечания:
1.Слихот читают не менее четырех дней, поэтому, если Рош-Ашана выпадает раньше среды, их чтение начинается на неделю раньше. Обычай сефардских евреев — читать слихот на протяжении всего месяца Элул.
2. Песнь Песней, 2:16.
3. Там же, 6:3.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий