Краткое содержание главы «Эйкев»

Тора

Дварим (Второзаконие), 7:12-11:25

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. «Вы бунтовали против Б-га, — говорит он, — с того дня, что я вас знаю». Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Их сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б-г питал их манной небесной, должны были научить их, «не только на хлебе живет человек, но на том, что исходит из уст Г-спода, живет человек».

Моше называет землю, куда им предстоит войти, «текущей молоком и медом», особо благословенной «семью видами» плодов (пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики), землей, находящейся в центре Б-жественного Провидения. Он велит им разрушить идолов тех племен, что жили там раньше, а также предостерегает евреев, чтобы они не возгордились и не решили, что «моя сила и мощь моей руки создала мне все это богатство».

Ключевым фрагментом этой главы также является второй параграф молитвы «Шма» («Слушай, Израиль!»), повторяющий фундаментальные заповеди, перечисленные в первой ее части, и говорящий о награде за исполнение воли Всевышнего и о плачевных последствиях (голод, изгнание) пренебрежения ею.

Настоящая награда

«И будет, за то, что станете слушать законы эти и хранить, и исполнять их, то хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим.» (Дварим, 7:12)

Если бы Б-г одаривал нас своим благом, даже когда мы этого не заслуживаем, это было бы не таким уж и одолжением. Во-первых, мы бы чувствовали себя, как маленькие дети, на чье инфантильное поведение родители смотрят сквозь пальцы, поскольку не могут ожидать от них взрослого поведения. И что еще хуже, это подрывало нашу веру в Высшую справедливость. Мы жили бы в стыде и недоумении.

Награда за соблюдение заповедей Всевышнего столь велика, что она совершенно не пропорциональна тем усилиям, что затрачиваются на их исполнение. Тем не менее в силу упомянутых причин Всевышний поставил ниспослание награды за их соблюдение в зависимость от наших усилий. Когда же наши усилия отражают бесконечность и неограниченность, присущие заповедям, то и ниспосылаемая награда тоже безгранична.

Поэтому необходимо исполнять законы, кажущиеся менее важными (на которые намекает выражение эйкев в начале приведенной фразы Писания), столь же тщательно, как и те, что кажутся нам более важными. Это будет демонстрировать, что для нас наиболее важно выраженное в заповедях желание Б-га, а не наша собственная оценка их важности. В результате такого подхода к исполнению закона, ниспосылаемая Свыше награда не будет ограничена сухим подсчетом того, как много мы заслужили.1

ПРИМЕЧАНИЯ"Ликутей Сихот", т. 9, с. 71-75.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий