Краткое содержание главы «Мишпатим»

Тора

Шмот (Исход) 21:1-24:18

После Откровения на Синае Б-г заповедует народу Израиля серию законов. Это включает в себя законы о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие и воровство; законы гражданского права о возмещении ущербов, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство.

Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, законы соблюдения сезонных праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава «Мишпатим» содержит 53 заповеди — 23 предписания и 30 запретов.

Б-г дает обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает им перенимать языческие обычаи ее нынешних обитателей.

Народ Израаиля провозглашает: «Сделаем и услышим (поймем) все, что Б-г нам заповедует». Оставив Аарона и Хура начальствовать в лагере, Моше поднимается на гору Синай чтобы получить Тору от Всевышнего и остается там сорок дней и сорок ночей

Глава Торы «Мишпатим» начинается со слов: «И вот законы, которые ты разъяснишь им...» Предыдущая глава была посвящена дарованию Торы – событию, полному величия и трепета: в громах и молниях, на вершине горы, окутанной тучами. И вот Моше спускается с горы, раскрывает Тору перед евреями и они впервые знакомятся не с формой, а с содержанием, с самим священным текстом.

Что же они увидели? Мишпатим, простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления, то, что сегодня мы назвали бы гражданским, экономическим и уголовным законодательством.

Десять заповедей, основа общечеловеческой морали, лаконичный и исчерпывающий кодекс человечности, данный в огне и громе, оказывается основой, на которую Всевышний наращивает слой за слоем подробные законы, говорящие не только «что» можно, нельзя или предписано делать, но и «как».

Соседство глав «Итро» и «Мишпатим» предлагает непривычную людям систему взаимоотношений между духовным и физическим: основы веры, «главные» заповеди оказываются органично связанными с «мелочами». Это часть еврейской концепции святости: не только в синагоге и не только в минуты молитвы, но на рыночной площади, в отношениях с женой и детьми, с соседом, а в нынешней недельной главе мы читаем – и в конфликте, не дай Б-г.

Дарование Торы уничтожило кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальном мире, в материальной форме (черные чернильные буквы на белом пергаменте из коровьей кожи), духовное объединилось с материальным. Первый шаг в слиянии духовного с физическим выглядят как событие космическое, глобальное (реки останавливают ход свой, животные в трепете притихли, звезды небесные взирают на землю) – в главе «Итро». Второй шаг – глава «Мишпатим» – предстает тихим и педантичным внедрением Б-жественного Закона во все сферы повседневной жизни.

Если первый шаг – громы, молнии, огонь и дым на вершине горы, скрижали каменные с «письменами Б-га» – был мгновением соприкосновения сотворенного с Творцом, то следующая глава начинает долгий, трудный процесс превращения низших миров в жилище, достойное Всевышнего.

Изложение р-на А.Фейгина

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий