Краткое содержание главы «Мишпатим»

Тора

Шмот (Исход) 21:1-24:18

После Откровения на Синае Б-г заповедует народу Израиля серию законов. Это включает в себя законы о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие и воровство; законы гражданского права о возмещении ущербов, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство.

Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, законы соблюдения сезонных праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава «Мишпатим» содержит 53 заповеди — 23 предписания и 30 запретов.

Б-г дает обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает им перенимать языческие обычаи ее нынешних обитателей.

Народ Израаиля провозглашает: «Сделаем и услышим (поймем) все, что Б-г нам заповедует». Оставив Аарона и Хура начальствовать в лагере, Моше поднимается на гору Синай чтобы получить Тору от Всевышнего и остается там сорок дней и сорок ночей.

Не ломать, а освящать

Глава Торы «Мишпатим» начинается со слов: «И вот законы, которые ты разъяснишь им...» Предыдущая глава была посвящена дарованию Торы – событию, полному величия и трепета: в громах и молниях, на вершине горы, окутанной тучами. И вот Моше спускается с горы, раскрывает Тору перед евреями и они впервые знакомятся не с формой, а с содержанием, с самим священным текстом.

Что же они увидели? Мишпатим, простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления, то, что сегодня мы назвали бы гражданским, экономическим и уголовным законодательством.

Десять заповедей, основа общечеловеческой морали, лаконичный и исчерпывающий кодекс человечности, данный в огне и громе, оказывается основой, на которую Всевышний наращивает слой за слоем подробные законы, говорящие не только «что» можно, нельзя или предписано делать, но и «как».

Соседство глав «Итро» и «Мишпатим» предлагает непривычную людям систему взаимоотношений между духовным и физическим: основы веры, «главные» заповеди оказываются органично связанными с «мелочами». Это часть еврейской концепции святости: не только в синагоге и не только в минуты молитвы, но на рыночной площади, в отношениях с женой и детьми, с соседом, а в нынешней недельной главе мы читаем – и в конфликте, не дай Б-г.

Дарование Торы уничтожило кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальном мире, в материальной форме (черные чернильные буквы на белом пергаменте из коровьей кожи), духовное объединилось с материальным. Первый шаг в слиянии духовного с физическим выглядят как событие космическое, глобальное (реки останавливают ход свой, животные в трепете притихли, звезды небесные взирают на землю) – в главе «Итро». Второй шаг – глава «Мишпатим» – предстает тихим и педантичным внедрением Б-жественного Закона во все сферы повседневной жизни.

Если первый шаг – громы, молнии, огонь и дым на вершине горы, скрижали каменные с «письменами Б-га» – был мгновением соприкосновения сотворенного с Творцом, то следующая глава начинает долгий, трудный процесс превращения низших миров в жилище, достойное Всевышнего.

Изложение р-на А.Фейгина

Не ломать, а освящать

Прочитав в предыдущей главе о Даровании Торы — в весьма торжественной обстановке, в сопровождении раскатов грома и блеска молний — мы теперь хотели бы узнать, что же в ней, в этой Книге, дарованной с Небес? Что же мы видим? Мишпатим — правопорядки — простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления. Казалось бы, ничего нового, возвышенного...

Главы «Итро» и «Мишпатим» выглядят абсолютно противоположными. В главе «Итро» сообщалось о раскрытии Б-жественного, чего-то, существующего вне природы, вне разума — на Небесах. Глава «Мишпатим» повествует о будничных, вполне земных заботах, которые легко постигаются человеческим разумом.

Однако это лишь на первый взгляд, на более же глубоком уровне именно эти две главы, столь противоположные по содержанию, олицетворяют собой два этапа великого Б-жественного Откровения. Дарование Торы имело целью уничтожить кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальный мир, духовное объединилось с материальным. При этом обнаружилось, что они вполне могут сосуществовать друг с другом.

Первый этап этого единения описывается в главе «Итро», где речь идет о даровании Торы на горе Синай, об атмосфере возвышенного трепета, воцарившейся в мире. Как сказано в Мидраше: «Птица не щебетала, бык не мычал, весь мир был в тишине». Такое раскрытие потрясло евреев, они даже не решались стоять у самой горы и оставались на почтительном расстоянии от нее. Таким образом завершился первый этап — Б-г спустился вниз.

Но Всевышний желал, чтобы мир продолжал свое существование в тех же материальных рамках, но при этом стал носителем духовного. Для этого потребовался второй этап, представленный в главе «Мишпатим», в которой излагаются имущественные законы, связанные с возмещением причиненного ущерба. Тора учит человека тому, как он должен пользоваться законами Б-га в материальных событиях жизни. Эти простые заповеди указывают, как привлечь святость в мир, сделать ее частью этого мира.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий