Краткое содержание главы «Мишпатим»

Закон о возвращении к Б-гу

В главе Торы «Мишпатим» написано: «При всяком ложном заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды – всякой пропаже, – когда будет сказано: та вещь – вот она, – доводы обоих должны быть доведены до судей. Кого обвинит судья, тот заплатит двойную цену товарищу его». Талмуд говорит, что этот отрывок рассуждает о ситуации, когда кто-то принял на себя обязанности по охране имущества другого человека, и в результате охраняемый предмет пропал. Тогда сторож-неудачник дает клятву, что его вины в случившемся нет (например, он стал жертвой разбойного нападения). В этом случае клятва могла бы освободить его возмещения ущерба, но… в результате следствия выяснилось, что сторож – лжет. Он сам виновен в пропаже вещи, или, более того, сам украл ее. Закон в такой ситуации гласит, что виновный «заплатит двойную цену товарищу его».

Хорошо известно, что все идеи, содержащиеся в Торе, применимы для решения как материальных, так и духовных вопросов. Любопытно: какие духовные проблемы могут подразумеваться под описанной ситуацией?

Вот как разъясняет этот вопрос третий Любавичский Ребе – Цемах Цедек. В каждом еврее есть святая душа, доверенная ему Всевышним на хранение. Он обязан стеречь ее от падения на более низкий духовный уровень, от потери ее уникальной полноты и, Б-же упаси, от травмы и изъяна. Более того: «сторож» обязан поднять душу на большую высоту, нежели она занимала до спуска в материальный мир, в тело человека. Таким образом, приход души в физический мир – это «спуск ради последующего подъема».

«Охрана», которую еврей обязан гарантировать своей душе, начинается еще до его рождения, причем начинается она именно с клятвы. Как сказали наши мудрецы: "Заклинают его: «Будь праведником и не будь грешником!»

Откуда же возникает хорошо, увы, известная ситуация, когда Б-жественная душа терпит лишения, получает травмы или, того хуже, вообще пропадает?

Это происходит потому, что у каждого еврея есть еще и вторая – животная душа. На это и намекают упоминаемые в Торе «бык, осел, овца или одежда». Это различные типы животных душ, с которыми нам приходится бороться всю жизнь. Вот что сказано об их свойствах в Талмуде:

БЫК – невероятно силен, но сила его порой неподконтрольна. Вы пробовали договориться с бодливым быком? И не стоит – встреча с ним весьма опасна!

ОСЕЛ – капризное и очень осторожное животное. Он вовсе не обязательно упрямый, просто любит во всем как следует разобраться, а затем уже действовать… Поэтому часто останавливается на середине пути и поворачивает вспять.

ОДЕЖДА – изменяется сама и меняет человека, надевшего ее. Сегодня она одна, а завтра совершенно другая – вылиняла на солнце, села после стирки или просто стала мала. Одежда как средство маскировки помогает лжецу обмануть, а предателю – предать.

ОВЦА – постоянно теряет ориентиры, отбивается от стада и, не обладая собственной силой, норовит прибиться к чужим стадам.

Хотя внутри каждого из нас присутствуют все четыре типа животных душ, и всех их следует остерегаться, поскольку каждый из них способен привести к утрате Б-жественной души, не дай Б-г, при всем при этом у каждого поколения есть своя особая «клипа» (сущность, препятствующая раскрытию святости), и против каждой из них нужно бороться специфическим образом. К нашему поколению в большей степени относится работа с «заблудшей овцой», ведь именно в наши дни, к сожалению, существуют миллионы (!) евреев, совершенно не знакомых даже с азами еврейства.

Именно поэтому, когда потерявшаяся овца будет найдена, и ее хозяин – Всевышний – признает ее: «Когда будет сказано: та вещь – вот она, – доводы обоих (в нашем контексте: Б-га и согрешившего еврея) должны быть доведены до судей». Под судьями подразумеваются: а) первый судья еврейского народа – Моше; б) глава поколения на текущий момент. То есть те, кто на любом отрезке истории дают еврею силы на раскаяние и возвращение к традиционному еврейству. И именно в связи с раскаянием сказано: «Заплатит двойную цену товарищу его». Но о какой оплате (тем более двойной) идет речь?

В третьей части книги Тания объясняется, что связь еврея со Всевышним подобна канату, сплетенному из 613-ти волокон, каждое из которых – заповедь Торы. Когда нарушается одна из заповедей – рвется одно из волокон каната. В таком случае раскаяние должно быть похоже на связывание двух концов разорванной нити. Как известно, при связывании нитей получается узелок, который, как минимум, в два раза толще, чем целая нить. Точно так же и в жизни: человек, однажды нарушивший какую-либо заповедь, а затем раскаявшийся в своем грехе, впредь должен остерегаться нарушения в два раза строже, чем прежде.

И в награду за это теперь его бывший противник – животная душа – станет ему союзником:

Сила «быка», запряженного в плуг, принесет хороший урожай. «Осел» станет символом служения Всевышнему с выносливостью и смирением. «Одежда» из обманчивых покровов превратится в священные облачения.

«Овца», отбившаяся от стада, и рада бы вернуться, да не знает, куда и к кому. Нет у нашего поколения, разбросанного среди других народов, твердости и силы «быка», но зато есть у нас непорочность, чистота и наивность, пусть даже иногда граничащая с глупостью. И именно о нашем поколении можно с уверенностью сказать: «Не от злого умысла мы иногда грешим!»

Об этой самой «овечке» сказано в Святом Писании: «Блуждал я как пропавшая овца — и просил раб Твой…» «Веди меня за собой!» – именно в наши дни стало столь ощутимым желание еврейского народа идти за Всевышним по Его путям. Исполнять заповеди Торы, полностью доверившись Его святому пастуху.

По материалам беседы, опубликованной в «Ликутей Сихот», т. 1.

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий