Краткое содержание главы «Шмот» Шмот (Исход) 1:1 — 6:1

Тора

После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.

У Йохевед, дочери Леви, и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют ее в камышах у берега Нила. Дочь фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше.

Выросший молодой Моше, выйдя из дворца, видит мучения своих собратьев. Увидев избивающего еврея египтянина, Моше убивает последнего. На следующий день он видит двух повздоривших евреев. В ответ на упрек Моше, они раскрывают то, что он содеял днем раньше, и Моше, спасаясь от возмездия фараона, вынужден бежать в Мидьян. Там он выручает дочерей Итро, женится на одной из них по имени Ципора и поселяется там, пася стада своего тестя.

У горы Синай Б-г являет себя Моше в пламени горящего терновника и велит ему явиться к фараону и потребовать: «Отпусти народ Мой, чтобы они служили мне!» Аарону, брату Моше, предписывается быть оратором брата. В Египте Моше и Аарон собирают старейшин народа Израиля, чтобы возвестить им, что время их освобождения пришло. Народ верит Моше, но фараон отказывается отпустить евреев и, напротив, даже ужесточает их тяготы.

Моше обращается к Б-гу с протестом: «Почему Ты сделал зло этому народу?!» Но Всевышний обещает, что освобождение уже близко.

Глава Торы «Шмот» описывает первый галут (изгнание) еврейского народа. Мы читаем, что после смерти Йосефа египтяне в течение многих лет притесняли и порабощали детей Израиля, пока Б-г не послал Моше спасти их.

Название этой главы означает «Имена». Названия недельных глав обычно берутся из их первых строчек, и эта начинается со слов образом: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет...» Но хасидские мудрецы говорят, что название каждой недельной главы также объясняет ее скрытый смысл. В чем же связь между именами и историей, которую глава «Имена» рассказывает?

Что такое Галут? В каком случае человек находится в «изгнании»? Тот, кто совершает кругосветное путешествие на роскошном лайнере, не чувствует себя в изгнании. И наоборот, человек может прожить в одном месте 20 поколений и все равно пугаться своего окружения.

Галутом может быть проживание в чужой стране, где ты не понимаешь ни языка, ни местных обычаев. Галутом может быть бесперспективная работа, или порабощение ипотекой и медицинскими счетами. Каждый раз, когда вы чувствуете себя в ловушке враждебных, пугающих или ограничивающих обстоятельств, вы находитесь в Галуте.

Как можно выйти из Галута?

Галут по определению означает, что вы не обладаете властью над обстятельствами, в которых находитесь. Но вы да контролируете, какое именно ваше «я» находится в этих обстоятельствах. Есть внешнее «я» — обремененное и зависимое от бесчисленных больших и маленьких обуз жизни, проживаемой под сенью быта. И есть внутреннее «я» — духовное, сильно скрытое, целостное в своем самоосознании и своей связи с Творцом.

Какое «я» вы вкладываете в обстоятельства своей жизни? Позволяете ли вы чужим ожиданиям диктовать вам ваши самые сокровенные желания и устремления? Позволяете ли вы жизненным обстоятельствам диктовать вам ваше самовосприятие и ваши внутренние приоритеты? Или вы настаиваете на том, что только ваше «имя» — лишь поверхностное «я», за которое держится внешнний мир — пленено Галутом, но не ваше нетронутое «я», не то «я», которое не нуждается в именах и не доступно наименованию, потому что это «я» и вы, и ваш Творец знаете изнутри, а не через какие-то внешние рукоятки?

«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет...» Только их имена пришли в Египет, а не их сущностное «я». И в силу того, что их внутреннее «я» никогда не было в Галуте, они смогли в конечном итоге переселить и победить Изгнание.

В главе, открывающей вторую книгу Торы, Всевышний говорит Моше: «И дам Я этому народу приязнь в глазах египтян» (Шмот, 3:21). В Мидраше сказано об этом: «Дам вам приязнь египтян, чтобы они вам отдали и вы вышли с полными руками. Чтобы не сказал Авраам, что обещание „и поработят их“ исполнилось, а еще одно обещание „после этого выйдут с большим имуществом“ не исполнилось».

Но разве только для того, чтобы «не сказал Авраам», Всевышний должен был исполнить Свои обещания? Разве недостаточно того, что Он обещал? Ведь «не человек Б-г, чтобы обманывать»!

Серебро и золото египтян, которое евреи забрали с собой, уходя из Египта, выражало два смысла: наказание Египта и награда евреям за труд. Вопрос в том, какой из них является основным: была ли награда евреям лишь следствием наказания Египта или же наказание сопутствовало наделению богатством.

Из Талмуда нам известно, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск, потребовали, чтобы они вернули серебро и золото, вывезенные ими из Египта. От имени евреев Гвиа бен Псиса в свою очередь предложил египтянам: «Расплатитесь с нами за труд шестисот тысяч евреев, которых вы поработили». Из этого ответа следует, что «большое имущество» являлось, главным образом, наградой за труд.

Здесь кроется ответ на вопрос, почему Всевышний дал евреям выйти с большим имуществом именно из-за обещания Аврааму. Б-г мог одарить евреев богатством и другими путями, вовсе не обязательно было заставить египтян по доброй воле отдать им свои серебряные и золотые вещи, дорогую одежду. Он хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им «большое имущество»!

В учении Каббалы и Хасидизма объясняется, что «большое имущество», вынесенное евреями из Египта, был физическим воплощением духовных искр святости, скрытых в нечистоте Египта. Своей работой в Египте евреи освободили и вознесли эти Б-жественные искры.

Из того, что было сказано выше, ясно, что еврейский народ должен был пройти через египетское рабство ради своего собственного блага, а не лишь для вознесения Б-жественных искр самого по себе. Благодаря изгнанию евреи сами, вознося искры, удостоились духовного возвышения. И в этом и была цель изгнания.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий