Краткое содержание главы «Шмот»

Исход сынов Израилевых из Египта. Джеймс Тиссо

Шмот (Исход) 1:1 — 6:1

 После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.

У Йохевед, дочери Леви, и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют ее в камышах у берега Нила. Дочь фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше.

Выросший молодой Моше, выйдя из дворца, видит мучения своих собратьев. Увидев избивающего еврея египтянина, Моше убивает последнего. На следующий день он видит двух повздоривших евреев. В ответ на упрек Моше, они раскрывают то, что он содеял днем раньше, и Моше, спасаясь от возмездия фараона, вынужден бежать в Мидьян. Там он выручает дочерей Итро, женится на одной из них по имени Ципора и поселяется там, пася стада своего тестя.

У горы Синай Б-г являет себя Моше в пламени горящего терновника и велит ему явиться к фараону и потребовать: «Отпусти народ Мой, чтобы они служили мне!» Аарону, брату Моше, предписывается быть оратором брата. В Египте Моше и Аарон собирают старейшин народа Израиля, чтобы возвестить им, что время их освобождения пришло. Народ верит Моше, но фараон отказывается отпустить евреев и, напротив, даже ужесточает их тяготы.

Моше обращается к Б-гу с протестом: «Почему Ты сделал зло этому народу?!» Но Всевышний обещает, что освобождение уже близко.

чувствует себя в изгнании. И наоборот, человек может прожить в одном месте 20 поколений и все равно пугаться своего окружения.

Галутом может быть проживание в чужой стране, где ты не понимаешь ни языка, ни местных обычаев. Галутом может быть бесперспективная работа, или порабощение ипотекой и медицинскими счетами. Каждый раз, когда вы чувствуете себя в ловушке враждебных, пугающих или ограничивающих обстоятельств, вы находитесь в Галуте.

Как можно выйти из Галута?

Галут по определению означает, что вы не обладаете властью над обстятельствами, в которых находитесь. Но вы да контролируете, какое именно ваше «я» находится в этих обстоятельствах. Есть внешнее «я» — обремененное и зависимое от бесчисленных больших и маленьких обуз жизни, проживаемой под сенью быта. И есть внутреннее «я» — духовное, сильно скрытое, целостное в своем самоосознании и своей связи с Творцом.

Какое «я» вы вкладываете в обстоятельства своей жизни? Позволяете ли вы чужим ожиданиям диктовать вам ваши самые сокровенные желания и устремления? Позволяете ли вы жизненным обстоятельствам диктовать вам ваше самовосприятие и ваши внутренние приоритеты? Или вы настаиваете на том, что только ваше «имя» — лишь поверхностное «я», за которое держится внешнний мир — пленено Галутом, но не ваше нетронутое «я», не то «я», которое не нуждается в именах и не доступно наименованию, потому что это «я» и вы, и ваш Творец знаете изнутри, а не через какие-то внешние рукоятки?

«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет...» Только их имена пришли в Египет, а не их сущностное «я». И в силу того, что их внутреннее «я» никогда не было в Галуте, они смогли в конечном итоге переселить и победить Изгнание.

Б-г под вопросом

“И вернулся Моше к Б-гу и сказал: “Г-сподь! Зачем сделал Ты зло этому народу?..”” (Шмот, 5:22)

После того, как Моше, по велению Всевышнего, потребовал от фараона отпустить евреев, тот не только не подчинился, но и ужесточил условия их рабского труда. Видя это, Моше спрашивает Б-га, зачем Он послал его в Египет с этой миссией, если таков ее результат.

По сути, Моше, задавая вопрос, не ставит под сомнение справедливость Творца, но лишь пытается ее постичь. И Моше, и весь еврейский народ унаследовали веру в Б-га от праотцов. Но как бы ни сильна была эта вера, чтобы освободиться из Египта и удостоиться дарования Торы, евреям было недостаточно, чтобы их отношения со Всевышним были только наследием, полученным от предков. Они должны были сделать их своими собственными. Лишь будучи усвоенной и став собственным достоянием человека, вера в состоянии наполнить все его существо.

И как ни странно, трансформировать унаследованную веру в собственное достояние можно, задавая вопросы. Не в силу сомнений и не ради того, чтобы просто спросить, а с целью обрести понимание.

Поэтому, в ответ на желание Моше понять пути Творца, Б-г раскрывает ему, что целью изгнания было сделать возможным для людей достижение такого уровня Б-жественного сознания, который недоступен, если полагаться лишь на наследие праотцов.1

ПРИМЕЧАНИЯ
1. («Ликутей Сихот», т. 16, с. 51.)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий