Краткое содержание главы «Вайеце» Брейшит (Бытие), 28:10-32:3

ТораЯаков покидает отчий дом в Бээр-Шеве и отправляется в Харан. В пути он останавливается на ночлег в неком «месте», где ему снится лестница, соединяющая небо и землю, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Во сне Б-г является ему и обещает, что земля, на которой он лежит, будет отдана его потомкам. На утро Яаков воздвигает камень, служивший ему изголовьем, как жертвенник и монумент, и обещает, что сделает его домом Б-жьим.

В Харане Яаков останавливается у своего дяди Лавана, на которого работает пастухом. Лаван соглашается отдать свою дочь Рахель в жены Яакову за семь лет работы. Однако по истечении этого срока в брачную ночь вместо Рахели Лаван отправляет к Яакову свою старшую дочь Лею и подлог обнаруживается лишь наутро. Спустя неделю Яаков женится и на Рахели, согласившись отработать на Лавана еще семь лет.

У Леи рождаются шестеро сыновей: Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Зевулун, — а также дочь Дина. Рахель же остается бесплодной. Затем Рахель отдает свою служанку Бильгу Яакову в жены и у той рождаются сыновья Дан и Нафтали. Лея делает то же самое со своей служанкой Зилпой и нее рождаются Гад и Ашер. Вслед за тем молитвы Рахели находят отклик и у нее рождается Йосеф.

По истечении четырнадцати лет пребывания в Харане Яаков хочет вернуться домой, но Лаван уговаривает его остаться, обещая часть приплода в вознаграждение за работу. Несмотря на многочисленные попытки Лавана обмануть его, Яакову удается весьма разбогатеть. Шесть лет спустя Яаков тайком покидает Харан, но Лаван отправляется за ним в погоню и настигает его. Б-г является Лавану во сне и предостерегает его не причинять Яакову никакого вреда. Лаван и Яаков заключают соглашение на холме Галь-Эд, после чего Яаков отправляется в Святую Землю, где его встречают ангелы.

***

Сюжеты Писания — это не просто историческое повествование. Слово «Тора» означает Учение, и каждый рассказ Торы несет в себе урок, необходимый еврею в его повседневной жизни и в духовном служении. В еще большей степени это относится к рассказам о наших праотцах. И обстоятельства их жизни являются своего рода «указательными знаками», необходимыми в жизненном пути каждого еврея.

В главе «Вайеце» рассказывается об исходе нашего праотца Яакова, сына Ицхака, из страны Израиля и его поселении в Харане. Как он трудился там 20 лет, женился и родил родоначальников будущих колен Израиля. Заканчивается глава рассказом о возвращении Яакова из Харана в Святую Землю.

Книга «Зогар» обращает внимание на то, как по-разному описывает Тора уход Яакова в Харан и его возвращение оттуда. На пути в Харан он во сне удостоился Б-жественного откровения: «И вот, Б-г стоит над ним...» Предваряют повествование слова: «И пришел он в это место». Когда же речь идет о Б-жественном откровении Яакову на его пути из Харана, сказано: «И встретили его ангелы Вс-сильного». В первый раз Яаков должен был прийти, т.е. подняться до уровня Б-жественного откровения, но даже тогда Б-г предстал перед ним лишь во сне. Во второй раз ангелы и, как утверждает «Зогар», Сам Всевышний вышли к нему навстречу, и происходило это не во сне, а наяву.

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая дается человеку, когда он стремится привнести в мир Б-жественную святость. На каждом из нас лежит миссия выйти из святого места, «из шатров Шема и Эвера», как именуются в Торе центры Учения, в «Харан», где приходится общаться с «Лаваном-арамейцем», в будничную жизнь с ее повседневными заботами. И все это для того, чтобы высвободить искры святости из обыденных предметов материального мира.

Это нелегкая работа, требующая особой подготовки. Ей должно предшествовать пребывание в «Стране Израиля», символизирующей высшую святость. В этот период не следует растрачивать себя на будничные дела, но посвящать себя всецело лишь Торе — «а Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». На этом этапе необходимо вобрать в себя как можно больше святости и знания Торы, как это сделал Яаков, который посвятил начало своей жизни Учению, и даже отправившись в Харан, укрылся на четырнадцать лет в доме учения Эвера.

И уже на пути к исполнению своей миссии Яаков, не рассчитывая на собственные силы, на свои личные качества, молит Б-га о помощи для исполнения своей цели. Только после такого рода подготовки он отправляется исполнять свою задачу. Но даже там, будучи погружен в будничные заботы, он не оставляет учение и молитву.

Поступая подобным образом, еврей может добиться того, что его будничная жизнь не только не приведет к снижению уровня душевной цельности, а наоборот. Подобно тому, как сказано о Яакове: «и распространился он весьма и весьма» — он удостоился удачи и в материальном, и в духовном плане. Вплоть до того, что по возвращении домой после завершения своей миссии его встречает сам Творец со Своей свитой — ангелы Всевышнего выходят ему навстречу, чтобы благословить его.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий