Месяц освобождения сокровенного

Р-н Александр Фейгин

Р-н Александр Фейгин

Девятый месяц еврейского календаря, носит название Кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование»), которое можно встретить в книге Ийова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что Кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование Кислев «разделил» с Теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется «месяцем дарования Скрытой Торы». В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы рабби Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Два столетия назад по доносу противников хасидизма, Алтер Ребе был заключен в тюрьму. Его обвиняли в государственной измене, и помещен он был в одну из одиночек Петропавловской крепости. Время было крутое, надеяться на государеву милость не приходилось. Девятнадцатого Кислева, когда Ребе читал книгу Псалмов и дошел в ней до стиха «Искупил с миром душу мою в битве...», двери камеры открылись, и, полностью оправданный, Ребе вышел на свободу.

Он воспринял это событие не только как личное избавление, но и как знак Свыше, возвещающий, что Всевышний желает дальнейшего распространения нового учения, раскрытия Сокровенной Торы своему народу.

«Дела отцов — знак детям», — говорит Мидраш. В каждом еврейском празднике заключена не только историческая память, но и актуальная примета времени. «Дни эти — для памяти и действий», — сказано в Книге Эстер. Каждый праздник для нас — не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному. Возвращение, обращающееся в сегодняшнее, актуальное действие. Поэтому по-еврейски мы говорим не «отмечать» праздник, а «делать» его. К какому же действию обязывает нас месяц Кислев? К изучению того, что в этот день было «выпущено на свободу», даровано людям. Самое время познакомиться с хасидизмом... Сегодня есть немало как печатных источников такого знания на русском языке, так и ресурсов в Интернете.

Кстати, намек на перекличку «бедного» праздниками Кислева и дарованием Торы можно найти в таком неожиданном источнике, как «Шулхан Арух»: рабби Йосеф Каро замечает, что первый день Хануки приходится на тот день недели, на который выпал праздник Шавуот в предыдущем году.

А шуточный комментарий (игнорирующий законы грамматики) делит слово кислев надвое: кис (карман) и лев (сердце). Правит ли сердце карманом или карман правит сердцем — вот пробный камень веры, спрятанный в слове Кислев.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий