Не будь камнем

Моисей приносит израильскому народу новые скрижали Завета

«И Я напишу на скрижалях те слова,
которые были на первых скрижалях,
которые ты разбил; и положи их в ковчег.» (Дварим, 10:2)

Моше разбил первые скрижали, когда увидел, что евреи создали Золотого Тельца. Обломки этих скрижалей хранились в специальном ковчеге, который, согласно повелению Всевышнего, евреи брали с собой, отправляясь на войну. Какая же польза была от этого вечного напоминания о страшном грехе в момент, когда евреи, рискуя жизнью, шли в бой?

Моше, увидев Золотого Тельца, разбил скрижали, потому что они в тот момент лишились своей главной ценности: святость покинула буквы, высеченные в скрижалях, оставив их как безжизненные камни. Их изначальное достоинство – то, что они были изготовлены самим Творцом – не идет ни в какое сравнение со значимостью, которую скрижали приобрели, когда Б-г наполнил их материю буквами Десяти Речений.

Поэтому обломки скрижалей служили мотивирующим уроком и напоминанием о том, что нельзя довольствоваться своими личными, врожденными достоинствами, а необходимо прилагать все усилия для того, чтобы «превратить землю Кнаанскую в Землю Израиля», что является символом повсеместного привнесения духовности в земной мир.

Это также несет в себе вечно актуальный урок о том, что нельзя удовлетворяться прошлыми достижениями, а нужно обязательно всегда стремиться к уровням более высоким. Чтобы не уподобиться безжизненному камню.1

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. «Вы бунтовали против Б-га, — говорит он, — с того дня, что я вас знаю». Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Их сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б-г питал их манной небесной, должны были научить их, «не только на хлебе живет человек, но на том, что исходит из уст Г-спода, живет человек».

Моше называет землю, куда им предстоит войти, «текущей молоком и медом», особо благословенной «семью видами» плодов (пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики), землей, находящейся в центре Б-жественного Провидения. Он велит им разрушить идолов тех племен, что жили там раньше, а также предостерегает евреев, чтобы они не возгордились и не решили, что «моя сила и мощь моей руки создала мне все это богатство».

Ключевым фрагментом этой главы также является второй параграф молитвы «Шма» («Слушай, Израиль!»), повторяющий фундаментальные заповеди, перечисленные в первой ее части, и говорящий о награде за исполнение воли Всевышнего и о плачевных последствиях (голод, изгнание) пренебрежения ею.

Примечания:
1."Ликутей Сихот", т. 14, с. 30-36.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий