Ноев Завет в толковании Каббалы

Сотворение мира. Радуга

Мистическое объяснение феномена радуги

Р-н Дов-Бер Хаскелевич

После Всемирного потопа Всевышний установил Союз с Ноем и его сыновьями: "Радугу Мою помещаю Я в облако, и она будет знаком Союза между Мною и между Землею. И будет, когда наведу облако над землею, появится радуга в облаке. И вспомню Я Союз Мой, который между Мною и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть"1.

Радуга была избрана символом Союза между Б-гом и людьми, знаком Б-жественной Милости, который напоминал бы человеку о его долге перед Создателем.

Но почему именно радуга?

Известно научное объяснение радуги как оптического явления спектрального преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Это объяснение пропагандисты атеизма использовали для опровержения «примитивных» и «антинаучных» представлений «библейских авторов». Подвергая критике Книгу, которая является духовным наставником многих поколений, они, как правило, даже не считали нужным ознакомиться с традиционными источниками иудаизма.

Некоторые из комментаторов Торы, в частности, рабби Ниссим Гиронди и Абрабанэль, считают, что до потопа из-за густоты облаков радугу никогда не наблюдали. Непомерная густота паров и осадков на земле сделала потоп физически возможным. Рабби Овадия Сфорно считает, что в результате потопа произошло смещение земной оси, отчего и появилась смена времен года. Вследствие этих радикальных изменений резко сократилась продолжительность жизни человека, исчезли гигантские животные и растения. Современной наукой установлено, что ультрафиолетовые лучи оказывают вредное действие на организмы человека и животных. Они ускоряют старение кожи, могут вызывать рак кожи. До потопа особенно густые облака исключали воздействие солнечных лучей. Этим, возможно, и объясняется, что продолжительность жизни человека достигала многих столетий. Обнаруживаемые скелеты гигантских ящеров, динозавров, свидетельствуют о том, что и животный мир до потопа значительно отличался от нынешнего. После потопа, когда облака стали реже, в них появилась радуга. По мнению комментаторов, радуга явилась символом того, что облака не могут нести миру хаоса и уничтожения.

Так что радуга была избрана в качестве символа Союза между Б-гом и человеком. Следует отметить, что это объяснение было известно на протяжении многих веков только посвященным, поскольку учение каббалы широко не распространялось. Кроме того, само это объяснение требовало значительной подготовки в познании как природы, так и мистики. Однако Священное Писание написано не только для мыслителей, но и для совершенно простых людей, ибо по закону его начинают изучать с детьми уже в пятилетнем возрасте, поэтому необходимо иметь достаточно простое объяснение, понятное даже ребенку.

Мистический смысл радуги нашел свое отражение в Книге пророка Йехезкеля (1:28): «Словно радуга, которая бывает в облаке в день дождя, таково видение сияния кругом – видение подобия Славы Б-жьей». Пророк сравнивает видение Б-жественной Славы с образом радуги. В чем смысл этого сравнения?

Вернемся к рассказу о потопе в Торе. Сказано: «Радугу Мою помещаю Я в облаке...» Почему именно «Мою»?

В Мидраше слово «Кашти» («Моя радуга») истолковывается от корня «экеш» («подобие»). Отсюда Кашти («Моя радуга») – нечто подобное Мне. Но в чем же выражается это подобие?

Написано в Псалмах (81:1): «Солнце и Щит Г-сподь Б-г». Словом «Г-сподь» в библейских переводах, как правило, передается имя Б-га «Авайе», а словом «Б-г» – имя «Элоким», которое указывает на Б-жественный атрибут Суда, Закона, на законы природы. «Солнце, – говорится в Талмуде, – имеет щит, который предохраняет природу от уничтожения солнечными лучами». «Авайе», образно говоря, подобно солнцу, является источником света, Источником Бытия. Но если бы Бесконечный Свет Источника Бытия был ощутим созданиями, не ощущалась бы независимость творения: все существующее было бы лишь продолжением Единого Бытия.

Представим себе мир, в котором нет индивидуального существования вещей. В таком мире не может быть ни личной свободы, ни выбора между добром и злом.

Неограниченный свет, исходящий от «Авайе», будто «уничтожает» все. Зато имя «Элоким», олицетворяющее естественный порядок, законы природы, утаивает свет, исходящий от «Авайе» под оболочкой естественности. Имя «Элоким», правильно переводимое как «Всесильный» или «Всемогущий» и подразумевающее Б-га, как обладателя всеми силами природы, грамматически является также формой множественного числа имени «Элока». Это служит указанием на то, что благодаря преломлению Света Единой Реальности «Авайе» в призме Элоким возможно образование множественности и независимости Бытия.

В свете изложенного можно понять, почему видение Славы Б-жьей в пророчестве Иехезкеля уподоблено явлению радуги. Белый свет солнца обладает способностью разлагаться на множество цветов спектра радуги, преломившись в облаке. Облако является «Щитом», через который проходит свет солнца. Семь цветов радуги олицетворяют семь Сефирот – семь Б-жественных Атрибутов или Семь основных сил, действующих в мире. «Облако» или «Туча» олицетворяет действие имени «Элоким», которое иногда переводится как «судьи» и отражает Б-жественный Суд над преступниками. Конечная цель Б-жественного Суда – не карать преступников, а исправлять их.

Поэтому бывает и помилование, которое предоставляет человеку возможность исправить свой путь. Помилование исходит от «Авайе».

«И будет, когда сгущу Я тучи над землею, покажется радуга в облаке». Согласно толкованию Раши эту фразу следует понимать образно: «Когда сгущу Я тучи над землею», – когда Мой Атрибут Суда будет подсказывать Мне навести на землю тьму и гибель, тогда... «появится радуга в облаке» – Свет «Авайе», свет Милости, пронизывает тучу, Атрибут Суда. «И Я вспомню Союз... вечный Союз между Всесильным и всяким живым существом». Странно то, что Б-г говорит о Себе то в первом лице «Я», то в третьем «Элоким». Однако и это, как было сказано, становится понятным: напоминание о Союзе (Договоре) между Б-гом и землей требуется только при действии Суда (Элоким), ведь милосердие не карает! Этим объясняется и то, что во всей 9 главе, в которой говорится о Союзе и о знаке радуги, фигурирует только имя «Элоким» и ни разу не употреблено имя «Авайе» как ненужное напоминание о Союзе!

Примечания
1. Пятикнижие, книга Брейшит, 9:13-15.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий