О чем молчат звезды

Тора

Йехудис Ханин

Говоря о Торе и астрологии, нельзя не упомянуть видного средневекового философа, поэта и мыслителя, лингвиста, основателя еврейской грамматики, а также астролога, астронома и математика Авраама бен Меира ибн Эзра. Ибн Эзра жил в Испании, в XII веке и не только высказывался в защиту астрологии, но и сам был специалистом в этой области и написал большое количество трудов по данной теме.

 

Свою первую книгу, «Рейшит хохма» (Начало мудрости), он начинает словами: «Начало мудрости – страх перед Б-гом, поскольку это – основа основ. Страх перед Всевышним охранит его (еврея) от влияния звезд и предопределит его судьбу до конца его жизни так, чтобы после отделения души от тела, страх Б-жий помог душе его унаследовать вечную жизнь.»

Тем не менее в другой книге, «Сефер амоладот» (Книга рождений), он, объясняя определенные методы толкования индивидуальных карт, приводит в качестве иллюстрации пример с уроженцем страны Израиля. Из этого следует, что Ибн Эзра все же занимался составлением карт рождения как для неевреев, так и для евреев.

Астрология, которую практиковали в то время, была намного сложнее, чем современные методики. Я это знаю по своему личному опыту, поскольку сама изучала разные стили этой науки, сопоставляя их с книгами Ибн Эзры. Специалисты по звездам тех времен использовали гораздо более подробные расчеты. Многие детали в наше время просто опускаются даже опытными профессионалами, из-за того что такой подход требует очень кропотливой, напряженной, и как следствие более длительной, работы.

Поэтому в наше время сделать безошибочный прогноз для конкретного человека не представляется возможным. Астрологи говорят скорее о вероятных ситуациях и потенциале, не беря на себя ответственность предсказать абсолютно точный результат. Но в даже в этих случаях серьезная астрология не разговаривает на языке гламурных журналов или бульварных газет – “сегодня удачный день для всех овнов”, или “все раки прекрасные семьянины”. Все гораздо более индивидуально и зависит не только от места и дня рождения, но и от года, часа и даже минуты.

Последний Любавический Ребе, кстати, тоже придерживается мнения, что когда еврей старается быть цельным перед Всевышним и с чистой душой исполняет законы Торы, то предсказания судьбы, согласно положению созвездий, к нему не относятся (Игрот Кодеш, том 18, письмо 6709).

Тем не менее, важно понимать, что описанное выше относится только к прогнозам будущего относительно здоровья, детей и богатства. Астрология же занимается не только вычислениями судьбы, но и рассказывает о чертах характера человека. Возникает вопрос: если стараться заглянуть в будущее все же нежелательно для еврея, то как Тора относится к изучению этой области? Оказывается, нигде не запрещено смотреть карту рождения, или, как ее называют астрологи, натальную карту, чтобы определить черты характера человека. Тора открыто рассказывает о случаях, когда рожденные под определенной планетой наделяются соответствующим темпераментом. При этом человек самостоятельно определяет, в какую сторону направить свои наклонности. Об этом говорится в трактате Шаббат (156а): “Тот, кто родился под знаком Марса, будет проливать кровь. Сказал рав Аши: "Или врачом, пускающим кровь, или бандитом, или резником, или моэлем”. Такого же мнения придерживается и астрология: человек имеет свободу выбора, как использовать данные ему способности и бороться с недостатками.

Мне лично чтение натальных карт своих детей помогло лучше понять их восприятие мира, таланты, сильные стороны и слабости, подход к отношениям со сверстниками. Помогло подобрать ключик к каждому ребенку и увидеть мир их глазами. Мгновенного чуда не произошло, поскольку, хотя понимание проблемы это уже, конечно, половина ее решения, но действия по изменению ситуации и трансформации качеств характера – процесс зачастую долгий.

Однако, как говорили древние римляне, кто предостережен, тот вооружен. Осознанное понимание своих сильных и слабых сторон – хорошая основа для работы над самосовершенствованием. Написано в Айом-Йом от 8 Нисана: "У каждой души есть свой личный путь служения в области интеллекта и эмоций, согласно природе и характеру этой души. Как сказано (Теилим, 119:98): «От моих врагов даешь Ты мне мудрость». Обнаружив дурные наклонности в своих врожденных чертах характера, человек станет мудрее и сможет понять, как это исправить и применить свои способности в служении Б-гу.”

В одной из бесед седьмого Любавичского Ребе (Ликутей Сихот, том 31, стр.177) можно увидеть подтверждение этому тезису. А именно, что несмотря на то, что человек родился под определенной планетой (вавилонский мудрец Раба говорил о себе, что он родился под знаком Марса и потому был склонен к пролитию крови), он может преодолеть в себе негативные качества характера, с ней связанные. Например, планета Марс наделяет человека горячностью темперамента и некой склонностью к агрессии, спорам, даже физической расправе, но, понимая, что происходит, человек будет не только иметь возможность сознательно себя контролировать, не давая выход дурному началу, но может трансформировать эту энергию, направляя ее на более высокий уровень. В данном случае эту черту характера человек может позитивно использовать, проявляя инициативу, привнося сильную мотивацию в решение проблем, смело начиная новое, или вставая на защиту того, что он считает важным, и т.д. Понимание своих предрасположенностей может быстрее помочь понять мотивы поступков, посмотреть со стороны и работать над собой, не давая своим слабостям одержать над собой верх.

С этим тезисом согласен и такой противник астрологии, как Рамбам, который хоть и утверждал, что человеку с момента появления на свет присущи врожденные индвидуальные качества характера, однако это не ограничивает его свободу выбора. Любое, даже самое негативное качество человек имеет возможность трансформировать так, чтобы служить Творцу, если воспользуется теми силами, которые дает ему Всевышний. Например, «тот, кто имеет склонность к кровопролитию, совсем не обязательно станет убийцей – он может, к примеру, стать моэлем и делать обрезание еврейским детям».

Согласно хассидскому учению, человек может как поменять свои врождённые черты характера и качества души, так и изменить саму их природу и сделать их Б-жественными. Изменение природы характера это не просто смена, скажем, суровости на милость. Изначально суровость может проявляться в виде жесткости, отсутствии сочувствия, сострадания. Поработав над собой, человек может добиться, чтобы это качество трансформировалось в хорошую организованность, ответственность, чувство долга.

То есть Б-жественное влияние приходит через небесные тела в виде законов природы и к евреям тоже, но им дана не только возможность преодолевать их неблагоприятное влияние, но и свобода выбора использовать эту энергию для соблюдения заповедей. Однако, важно знать не только негативные черты, над которыми надо работать, но и свои таланты. В Айом-Йом от 25 Ниссана, Ребе пишет: «Служение каждого человека должно соответствовать его характеру и внутренним качествам. Тот, кто способен обрабатывать жемчуг или шлифовать драгоценные камни, но занимается выпечкой хлеба, хоть сама эта работа чрезвычайно важна, в данном случае это будет засчитано ему как грех».

Совместимость в браке и умение понять, на каком языке говорит твой супруг – тоже одна из областей астрологии, которая может помочь парам сохранить брак и сделать его более полноценным. Конечно, не стоит пытаться узнать, выдержит ли этот брак проверку временем или нет. Все зависит от личного выбора и желания работать над отношениями. Но первый шаг в данном направлении – это не обижаться, что тебя не поняли, а постараться, примерив, как говорится, “туфли партнера”, посмотреть на ситуацию его глазами и постараться объяснить свою точку зрения на понятном ему языке. И таким образом выработать основу для продуктивного диалога. Астрология может облегчить этот процесс. Естественно, что подобного плана работа должна проделываться обеими сторонами. Я всегда очень рада, когда могу помочь своим знакомым сохранить и укрепить брак, используя знания в этой области.

Знание своей натальной карты может дать нам инструмент для понимания плана Всевышнего, предназначенного конкретно для нас, чтобы использовать полученные знания для освящения того кусочка мироздания, которое Он доверил именно нам. Как использовать полученные знания – это наш выбор.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий