О запрете есть и пить в Йом-Кипур

Йом Кипур

Чтобы понять, в чем состоит суть запрета есть и пить в Йом-Кипур, следует предварительно разобрать известное учение Аризаля о том, что пять молитв, которые предписано произносить в Йом-Кипур, соответствуют ступеням перехода сфиры Малхут на духовный уровень Атик1, а также "пяти голосам«2, представляющим собой „пять проявлений Хесед“, принадлежащих категории Атик Йомин3.

Объяснение состоит в следующем. Есть два вида любви к Всевышнему. Одна любовь порождается интеллектом и размышлением, а другая называется природной любовью и коренится в наивысшем уровне души — Йехиде4, которая связана с самой сущностью Всевышнего и, как известно, бесконечно превосходит интеллект. В Йом-Кипур сфира Малхут — духовный источник общины Израиля — возносится на уровень Атик Йомин, настолько превосходящий сфиру Хохма, что сфиры Хохма и Малхут воспринимают духовное влияние из Атик Йомин одинаково5. Как известно, Хохма эманируется из самой сущности Бесконечного посредством сжатия букв имени Авайе6, представленного восполнением буквы Йуд, то-есть Имени А»В7. В то же время Атик Йомин представляет собой нижнюю категорию сокровенной сути Всевышнего, существенно превосходящей категорию букв Имени Авайе. И соответственно о служении Йом-Кипур сказано: "очиститесь перед Авайе"8. Таким образом, хотя Хохма находится в самом начале порядка ишталшелут9, а Малхут – в самом его конце, они равнозначно удалены от категории Атик, и об этом сказано10 «одинаковы для Него нижайший и величайший».

Известно, что Тора исходит из Хохмы11. Уже в Хохме можно выделить корень разделения на Хесед и Гвуру, в которых в свою очередь коренится источник заповедей — 248 предписаний и 365 запретов12. О Йом-Кипуре же сказано «перед Авайе», что говорит об уровне, превосходящем уровень Хохмы, а именно об уровне Атик Йомин, который гораздо выше уровня заповедей, и поэтому в Йом-Кипур прощаются все грехи, как сказано: "Даже если праведен ты, что дашь Ему?"13

Таким образом, смысл пяти молитв в Йом-Кипур состоит в том, чтобы посредством вышеуказанной природной любви поднять сфиру Малхут и, соответственно, общину Израиля над Именем Авайе, за счет чего всем евреям, даже самым, казалось бы, ничтожным, прощаются все их грехи, поскольку в каждом еврее есть аспект этой сущностной природной любви к Всевышнему, и вслед за тем, как в Йом-Кипур сфира Малхут мира Ацилут поднимается в Атик Йомин, каждая из пяти молитв Йом-Кипура пробуждает в Атик Йомин пять проявлений Хесед, и Малхут мира Ацилут становится категорией Атик Йомин для мира Брия, затем — для мира Йецира и так далее, пока не облекается в Малхут мира Асия в душе самого простого еврея. Об этом говорит стих "Я, Я стираю твои грехи"14. Дважды упомянутое здесь местоимение «Я» относится к двум уровням трансцендентной духовной категории Кетер: первое «Я» выражает нижний аспект Сущности Всевышнего, являющийся верхним аспектом Кетер, а именно — Атик Йомин, а второе «Я» — нижний аспект Кетер, а именно — Арих Анпин, который, как известно, является корнем и началом всего эманируемого Творения. И для того, чтобы простить и стереть грехи, требуется достичь уровня первого «Я» — категории Атик Йомин, — чтобы свет оттуда начал непосредственно нисходить в нижнюю часть Кетер. И в стихе «Я, Я стираю твои грехи» знак кантилляции15, стоящий между двумя «Я» — «раздел», поскольку эти уровни абсолютно несравнимы: первый — выше заповедей, а второй — их источник.

Известно, что духовная сущность «обратной стороны А''А» при разбиении сосудов упала в нижние миры16, однако из духовной сущности Атик Йомин ничего не опустилось вниз за исключением ее внешнего аспекта, который облекся в нижние уровни Творения. Суть этого известна. Мы видим, что "вино и благовония обостряют ум"17, аналогично сказанному: "Пока я не ел еще мяса быка"18. Очевидно, в мясе быка в скрытом виде заключено зерно интеллекта, благодаря которому обогащается интеллект и мудрость человека. Причина этого феномена — в том, что в результате разбиения сосудов в духовную категорию нога19 опустилась «обратная сторона Ав''А», а также внешний аспект Атик Йомин, облекшись в нижние уровни Творения, стал источником сошедших в Нога физических наслаждений.

Хохма и Бина называются "два друга"20, о которых сказано "Ешьте, друзья"21. Таким образом, еда имеет отношение к категориям Хохма и Бина, однако выше, а именно с уровнем Атик Йомин, понятие еды не связано. На это намекает начало стиха «Я вошел в мой сад... ел Я мед» и т.д. В книге Зогар этот стих комментируется так: "В саду ел, но у себя дома не в обычае у Него есть"22.

Есть заповедь есть в субботу и получать наслаждение от еды. Таким образом достигается задача очищения искр святости, упавших в нижние миры из «обратной стороны Ав''А» и внешнего аспекта Атик Йомин — через высшее наслаждение, пребывающее в душе еврея, когда он ест в субботу. Почему же эта заповедь не годится для Йом-Кипура?

Ответ состоит в том, что в Йом-Кипур раскрывается внутренний аспект Атик-Йомин, который при разбиении сосудов не опускается и не падает вниз и поэтому, как сказано выше, он гораздо выше заповедей и даже выше того их аспекта, который воплощает идею очищения искр, так что к Йом-Кипуру даже заповедь очищения искр не имеет отношения. Суббота же связана с внешним аспектом Атик Йомин и «обратной стороной Хохмы», которые опускаются вниз, и, соответственно, к ней относится стих «ешьте, друзья»: во внешнем аспекте Аба присутствует сущность заповеди очищения искр, поскольку на этом уровне духовности уже есть определяемое понятие того, что следует очищать, и как известно, посредством еды можно достичь очищения искр святости, но «у себя дома» — в аспекте самой сущности Всевышнего — «не в обычае у Него есть».

И в этом состоит суть того, что в Йом-Кипур запрещено есть: этот день выше заповеди очищения искр святости, упомянутой в стихе «ешьте, друзья». Как известно, внешний аспект Аба связан с внешним аспектом Атик Йомин, а внутренний аспект Аба — с внутренним аспектом Атик Йомин, как об этом говорится в книге «Эц Хаим»: "а я не знаю смысл"23. И если в субботу через внешний аспект Атик Йомин очищается внешний аспект Аба, который упал в нижние миры, в Йом-Кипур, когда раскрывается внутренний аспект Атик Йомин, во внешнем аспекте Аба не происходит никакого очищения искр, поскольку в этот день раскрыт внутренний аспект Аба, и поэтому Йом-Кипур называется "суббота суббот«24.

Перевод и комментарии Якова Ханина

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Всевышний дает существование всему Творению посредством двух типов творящего света – трансцендентного и имманентного. Имманентное влияние осуществляется посредством системы из десяти атрибутов, которые делятся на 3 „интеллектуальных“ („Мохин“) — Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание) — и 7 „эмоциональных“ — Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота) (или Рахамим (милосердие)), Нецах (победа), Од (сияние, благодарность), Йесод (основа) и Малхут (правление). 7 эмоциональных атрибутов в свою очередь подразделяются на систему из 6-и „дающих“ (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од и Йесод), которые в учении Кабалы имеют общее название Зъэйр Анпин (букв. „малый лик“) и один принимающий атрибут (Малхут). Трансцендентный аспект Творения выражается духовной категорией Кетер (корона), которая состоит из двух уровней: более высокого — Атик Йомин (букв. „древний днями“), — существенно отдаленного от сотворенных миров, и более низкого — Арих Анпин (букв. „долгий лик“ или „долготерпеливый“), — непосредственно соприкасающегося с сотворенными мирами. Таким образом все аспекты Творения подразделяются на пять уровней от самого низкого до самого высокого: Малхут, Зъэйр Анпин, Мохин, Арих Анпин и Атик Йомин.
2. В Талмуде, в трактате Брахот 6а, говорится о том, что Всевышний даровал Тору евреям посредством „пяти голосов“. В Пятикнижии, книге Шмот 19:16-19, сказано: „На третий день, когда наступило утро, начались голоса грома и молнии, и тяжелое облако опустилось на гору, и раздался очень сильный голос шофара. И вострепетал весь народ, находившийся в стане. И вывел Моисей народ навстречу Б-гу из стана; и стали они под горой. А гора Синай дымилась вся, потому что сошел на нее Г-сподь в огне. И дым ее поднимался как дым печи; и вся гора сильно дрожала. И голос шофара становился все сильнее. Моисей говорил, а Б-г отвечал ему громким голосом“. Здесь упоминаются пять голосов: „начались голоса грома“ (минимальное множественное число – 2), „очень сильный голос шофара“, „голос шофара“, „отвечал ему громким голосом“. Всевышний устанавливает связь с еврейским народом через Тору, и пять молитв Йом-Кипура выводят еврея к источнику этой связи.
3. Десяти Б-жественным атрибутам соответствуют атрибуты души, которые в свою очередь соответствуют органам тела. Во введении к Тикуней Зогар приводится это соответствие: „Хесед — правая рука, Гвура — левая рука, Тиферет — туловище, Нецах и Од — ноги, Йесод — завершение туловища, знак святого завета, Малхут — уста, призносящие слова Устной Торы, Хохма — мозг, вместилище мысли, Бина — сердце, способное к пониманию...“ (Здесь не упоминается Даат, сущность которого — объединение различных атрибутов в одно целое). Пять проявлений Хесед соответствуют пяти пальцам правой руки, пять проявлений Гвуры соответствуют пяти пальцам левой руки. Как рука с помощью пальцев исполняет свое предназначение тактильного контакта с окружающим миром, так с помощью пяти проявлений Хесед осуществляется контакт внутреннего аспекта Хесед с одной стороны и других атрибутов, воспринимающих влияние Хесед, с другой стороны, и так же, аналогично, с помощью пяти проявлений Гвуры осуществляется контакт внутреннего аспекта Гвуры с одной стороны и других атрибутов, воспринимающих влияние Гвуры, с другой стороны. Каждый из атрибутов включает в себя остальные атрибуты. В духовной динамике атрибутов Йесод собирает духовные качества вышестоящих атрибутов и передает их в Малхут, который является источником жизнетворящей энергии для нижестоящего мира и играет для него роль трансцендентного атрибута Кетер. Пять эмоциональных атрибутов — Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Од — являются относительно самостоятельными источниками соответствующих проявлений Б-жественного света, несущего жизнетворящую энергию. Аспекты Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Од атрибута Хесед являются пятью проявлениями Хесед, о которых здесь идет речь, а аспекты Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Од атрибута Гвура являются пятью проявлениями Гвуры. Эта духовная динамика имеет место во всех мирах и на всех духовных уровнях, включая даже уровень Атик Йомин, где все атрибуты находятся в абсолютном единстве до такой степени, что, как говорится в учении Каббалы, „в Атике нет левой стороны“, то-есть атрибут суровости, ассоциирующийся с левой стороной, не имеет самостоятельного существования: все атрибуты включены в Хесед. Пять молитв Йом-Кипура следуют пяти проявлениям Хесед уровня Атик Йомин и активизируют их.
4. Б-жественная душа имеет пять уровней: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида. Нефеш — уровень, дающий жизнь телу. Руах дает жизнь эмоциям. Нешама — интеллекту. Нефеш, Руах и Нешама относятся к имманентным свойствам души. Хая является источником воли, нижним из двух трансцендентных уровней души. Самый высокий уровень — Йехида — основа и источник всех остальных уровней, искра абсолютной Б-жественности.
5. Атик Йомин представляет собой аспект бесконечности по отношению к имманентным атрибутам. Как, например, числа один и миллион одинаково бесконечно удалены от бесконечности, так и атрибуты Малхут и Хохма одинаково удалены от уровня Атик Йомин, и, соответственно, чтобы достичь любого из имманентных атрибутов, будь это Хохма или Малхут, духовный свет из Атик Йомин должен пройти через одинаково бесконечное сжатие.
6. Непроизносимое имя Всевышнего, состоящее из четырех букв – Йуд, Эй, Вав и Эй — является источником всех духовных и физического миров. В хасидской терминологии это имя обозначается как Авайе. Обозначение Авайе состоит из тех же букв, что и само непроизносимое имя, но так как буквы эти переставлены, слово Авайе можно произносить.
7. У имени Авайе есть четыре производных имени, составленных как различные способы записи названий букв, составляющих имя Авайе. Одно имя записывается как Йуд-Вав-Далед (Й-У-Д), Эй-Йуд (Э-Й), Вав-Йуд-Вав (Вав) и Эй-Йуд (Э-Й); второе имя записывается как Йуд-Вав-Далед (Й-У-Д), Эй-Йуд (Э-Й), Вав-Алеф-Вав (В-А-В) и Эй-Йуд (Э-Й); третье имя записывается как Йуд-Вав-Далед (Й-У-Д), Эй-Алеф (Э-Й), Вав-Алеф-Вав (В-А-В) и Эй-Алеф (Э-Й); четвертое имя записывается как Йуд-Вав-Далед (Й-У-Д), Эй-Эй (Э-Й), Вав-Вав (Ва-В) и Эй-Эй(Э-Й). В терминологии Каббалы эти имена обозначаются по своим гематриям (числовым значениям). Соответственно, гематрия первого из четырех производных имен Всевышнего — 72, второго — 63, третьего — 45, четвертого — 52. Записанные еврейскими буквами эти числа образуют названия А»В (Айин-Бейт), Са"Г (Самех-Гимл), М"А (Мэм-Эй) и Ба"Н (Бейт-Нун). В духовной динамике Творения имя А"В означает скрытую в своем источнике духовную энергию, которая не может непосредственно раскрыться в сотворенных мирах. Са"Г — это первичное раскрытие отблесков света имени А"В. Эти отблески обладают такой огромной энергией, что не могут существовать в состоянии устойчивого равновесия в сотворенных мирах и падают в более низкие уровни Творения, где остаются в скрытом состоянии имени Ба"Н. Имя М"А выражает битул — отказ от своего «я» и полное подчинение Всевышнему. За счет этой характеристики Имя М"А духовно очищает сотворенные миры и высвобождает искры святости имени Са"Г, скрытые в Имени Ба"Н. Имя М"А является духовным источником душ еврейского народа.
8. «Перед Авайе» означает на более высоком духовном уровне, чем имя Авайе, на уровне, предшествующем имени Авайе.
9. Творение мироздания осуществляется Всевышним посредством ишталшелут — системы последовательных сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый высший из миров — мир эманации Ацилут, за которым следуют мир создания Брия, мир формации Йецира, и самый нижний – мир действия Асия. Внутри каждого из миров для того, чтобы произвести одни атрибуты из других, Б-жественный свет проходит через менее интенсивные сжатия, посредством которых, например, эмоциональные атрибуты порождаются интеллектуальными. Души, которые спускаются в человеческие тела, могут иметь своим непосредственным источником различные уровни в системе ишталшелут. Самые возвышенные души происходят из атрибута Хохма мира Ацилут, самые низкие — из атрибута Малхут мира Асия.
10. В одной из молитв в Йом-Кипур.
11. Зогар ч. 2, стр. 121а.
12. Хесед — доброта — источник 248 предписаний, поскольку посредством их исполнения человек связывает себя со Всевышним в единое целое, и это проявление высшей доброты со стороны Всевышнего. Гвура — суровость — источник 365-и запретов, поскольку запрет выражает ограничения и суровость — основные качества атрибута Гвура.
13. Йов 35:7. Праведность означает исполнение заповедей. Однако заповеди не достигают уровня «Его самого» — даже внешнего аспекта Его самого, а именно Атик Йомин. Нарушение запрета выливается в ущерб на уровне источника заповедей. Для того, чтобы получить прощение за нарушение заповеди, то есть исправить ущерб на духовном уровне их источника, трeбуется импульс с духовного уровня, превосходящего источник заповедей.
14. Йешаяу, 43:25.
15. Текст Священного Писания — Торы, Пророков и Писаний — имеет четыре аспекта: 1. Буквы; 2. Огласовки; 3. Короны над некоторыми буквами в свитке Торы и 4. Знаки кантилляции, согласно которым произносится и интонируется чтение Торы или книги Пророков или Писаний. Один из знаков кантилляции — псик («раздел») — показывает, что стоящие рядом слова не связаны друг с другом.
16. В терминологии Каббалы, Творение существует в виде сочетания света и сосудов. Термином «свет» обозначается поток энергии из высшего духовного источника, который наделяет Творение способностью существовать или, другими словами, выводит Творение из небытия в состояние существования. Термин «сосуды» означает формы, которые принимают различные творения. Эти формы позволяют различным творениям иметь собственную индивидуальность и одному творению отличаться от другого. Мир Тоу (букв. «хаос»), источником которого является Имя Са"Г, представлял собой интенсивно духовный первичный хаос, связанный с именем Ба"Н. Каждая из составляющих его Б-жественных эманаций или атрибутов действовала независимо, будучи не в состоянии обьединиться с противоположным атрибутом, поэтому произошло разрушение мира Тоу, которое в терминологии Каббалы называется «разбиением сосудов». Мир Тиккун (букв. «исправление») представляет собой упорядоченное и, по сравнению с миром Тоу, ограниченное состояние Творения. В мире Тиккун составляющие его Б-жественные эманации или атрибуты не только допускают существование противоположных атрибутов, но и способны объединяться друг с другом: один может включать другой и помогать ему. Искры мира Тоу, упавшие в мир Тиккун, должны быть высвобождены и подняты посредством исполнения заповедей. Например, определенные искры святости попадают в пищу — мясо, вино и т.д. Когда еврей произносит благословение перед тем, как ест кошерную пищу с целью иметь силы служить Всевышнему, он высвобождает содержащиеся в пище искры святости. Аба («отец») и Има («мать») обозначают две верхние сфиры — Хохма и Бина. Из единения этих сфирот рождаются эмоциональные атрибуты. Слово Има начинается с буквы Алеф, как и слово Аба, и, соответственно, сокращенно единение Аба веИма (Хохмы и Бины) называют «Ав''А». Это единение может происходить как через внутренний аспект атрибутов Хохма и Бина, так и через внешний. Во втором случае такое единение называется «обратной стороной Ав''А». Единение обратной стороны несет в себе элементы мира Тоу и, соответственно, к нему относится «разбиение сосудов».
17. Йома, 76б.
18. Бава Кама, 72а. Рав Нахман сказал, что не мог ранее ответить на вопрос ученика, потому что еще не ел в тот день мясо быка.
19. Клипа (мн. Клипот) — букв. «кожура». Духовная сущность, противоположная святости, препятствующая раскрытию Б-жественности. В Каббале описываются три полностью духовно нечистые Клипот и одна Клипа, имеющая в себе элементы святости и поэтому называющаяся Клипат Нога – «сияющая клипа». Посредством исполнения заповедей положительный аспект Клипат Нога высвобождается и поднимается к святости. Например, кошерная пища принадлежит к категории Клипат Нога, а некошерная — к категории полностью духовно нечистых Клипот.
20. Зогар, ч.2, 85а.
21. Песнь Песней, 5:1. «Я вошел в мой сад, сестра моя, невеста, собрал мирру и благовония, ел я пчелиный мед и мед фиников, пил вино с молоком. Ешьте, друзья, пейте, пьянейте, любимые мои.»
22. Песнь Песней — аллегория любви между Всевышним и еврейским народом. «В саду» — в мире Ацилут. «У себя дома» — на уровне Атик Йомин.
23. Эц Хаим — книга, которую со слов своего учителя Аризаля написал рабби Хаим Витал. В частности, там говорится: «Внутренний аспект Аба — внутренний аспект Атик Йомин, и я не знаю, что это значит». Словами «я не знаю, что это значит» автор показывает, что внутренний аспект Атик Йомин, облекающийся во внутренний аспект Хохмы существенно превосходит интеллект.
24. Вайикра 23:32. Одно из значений слова суббота — Шаббат — «прекращение» или «воздержание». Обычная суббота характеризуется «воздержанием» от работы. К запрещенным действиям в субботу относятся и многие заповеди, например в субботу не накладывают тфилин. Духовный свет, который спускается в физический мир в субботу, настолько возвышен, что эффект, которого в будний день достигает накладывание евреем тфилин, осуществляется спонтанно. Активным действием в субботу является еда и питье, посредством которых в нижних мирах раскрывается трансцендентный свет. В Йом-Кипур воздерживаются не только от работы, но и от еды и питья. Таким образом Йом-Кипур — это суббота даже по отношению к обычной субботе, «суббота суббот».
Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий