Отправляются ли души животных на Небеса?

Существует ли собачий Рай?

Существует ли собачий Рай?

Р-н Йеуда Шурпин

Вопрос: Моя собака недавно умерла. Она была моим верным спутником на протяжении многих лет, даже более реданным, чем некоторые из моих друзей. Мне интересно, что происходит с животными после смерти? Они попадают в рай?

Ответ:

Короткий ответ

Если вы спрашиваете, есть ли какие-то «собачьи небеса», где милые щенки бегают в специальном разделе Рая, то, хоть я и не хочу вас разочаровывать, ответ отрицательный. Тем не менее, если вы имеете в виду «небеса» в более широком смысле небесного, тогда да.

Чуть более подробный ответ

Философская дискуссия

Вопрос о том, отправляются ли животные на Небеса обсуждался на протяжении веков.

Мидраш недвусмысленно заявляет, что у животных нет удела в мире грядущем.1 Но это не остановило некоторых из величайших еврейских философов от обсуждения того, относится ли концепция вознаграждения и наказания – а также загробной жизни – к животным.

Например, рабби Саадия Гаон, в его знаменитой философской работе «Сефер эмунот вэдейот» (3:10) пишет, что животному, в конечном счете воздается за всю ту боль, что оно испытало в жизни и смерти. Эта идея согласуется с высказыванием Талмуда2 о том, что «Святой, благословен Он, не оставляет любое существо без причитающегося ему вознаграждения» (хотя награда животного отличается от того, что получает человек за хороший поступок, совершенный в силу свободной воли). То, что рабби Саадия Гаон считал, что это относится даже к животным, переживающим мучительную смерть, предполагает, что животное будет продолжать существовать даже после смерти.

С другой стороны, Маймонид считает, что концепция вознаграждения и наказания применима только по отношению к человеку.3

Каббалистический ответ

Вопрос о том, получают ли животные вознаграждение и бессмертны ли их души, важен, так как он не только дает человеку перспективу и особую значимость в его взаимодействиях с остальными творениями Б-га, но и объясняет, отчасти, назначение человека в этом мире.

В пространном и увлекательном письме четвертый Любавичский Ребе, рабби Шмуэль, известный как Ребе Магараш, объясняет, что, хотя некоторые каббалисты придерживались мнения, что у животных нет бессмертной души,4 согласно учению Аризаля, у животных на самом деле есть независимые души, и они да попадают в рай. Аризаль, как правило, считается последней инстанцией во всех каббалистических дискуссиях.

Аризаль объясняет, что каждое создание обладает «душой». Это включает в себя абсолютно все: от камней и других неодушевленных предметот до животных и, конечно, людей. Эта душа или «искра Б-жественности» не только поддерживает существование этого творения, но и наполняет творение его назначением и значимостью в мире.

Различные души

Но если каждое творение содержит искру Б-га, чем же отличаются души человека и животных?

Б-г создал весь мир, в том числе души животных, речением. И лишь в отношении души человека Писание говорит: «И Он вдохнул в ноздри его душу жизни, и стал человек душою живою».5 Каббалисты объясняют, что во время речи используется относительно поверхностный уровень дыхания. Но при выдыханиии с усилием выдох идет из самой глубины. Так и душа человека происходит из самой Б-жественной сущности.

Интерактивные души

Когда Б-г сотворил мир, Он вложил в человека силу возвысить божественные искры или души, которые находятся во всем творении. Именно по этой причине душа животного после смерти возносится и возвращается к божественному источнику благодаря положительному и духовному взаимодействию этого животного с человеком.

Так, например, мы можем возвысить душу кошерного животного, произнеся надлежащее благословение при еде, и используя полученную энергию для свершения добрых дел.

(Тем не менее, в отличие от загробной жизни человека, где души «наслаждаются раскрытым величием Всевышнего»6 в Эдемском саду, души животных возвращаются к своему источнику (мир Тоу) в более возвышенном состоянии.)

В конечном итоге, пусть и отличаясь человеческих душ, у животных тоже есть души, которые продолжают существовать и могут быть возвышены. Эта идея налагает на нас огромную ответственность в наших взаимоотношениях с царством животных. Ведь возвышение животного в загробной жизни может зависеть от наших позитивных взаимодействий с ним.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.См. Мидраш Коэлет Раба, 3:22; Масехет Кала, гл. 1-2.
2. Трактат Бава Кама, 38б.
3. «Путеводитель заблудших», 3:17. См. тж. его комментарий к Мишне, трактат Бава Кама, 4:3.
4. Рабби Моше Кордоверо, Сефер Апардес, гл. 10.
5.Пятикнижие, книга Брейшит, 2:7.
6. Талмуд, трактат Брахот, 17а.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий