По исчезновении времени

Тора

О концепции времени с точки зрения Каббалы

Целые тысячелетия информация передавалась со скоростью, не превышавшей скорость человека, который ее передавал. За пределами диапазона зрения и слуха человек мог общаться с себе подобными только со скоростью, равной скорости придуманного им «устройства», предназначенного для физического перемещения в пространстве, — людей или животных.

Но в прошлом веке сама концепция коммуникации претерпела радикальные изменения: человек научился преобразовывать слова в импульсы энергии и пересылать их по медному проводу. Были открыты радиоволны, и поток информации, находившийся в рамках физических ограничений, вырвался на свободу: оказалось, что мысли и сведения можно передавать на огромные расстояния буквально мгновенно.

Благодаря новым технологиям связи появилось множество инструментов, которые человек, наделенный Создателем возможностью свободно выбирать между добром и злом, мог использовать во благо или во вред себе и окружающему миру. Но еще важнее то, как эти открытия изменили само наше восприятие реального мира, в коем мы обитаем. Впервые в истории человечества мы столкнулись с отсутствием ощущения времени.

Будучи физическими существами, мы населяем мир с его пространством и временем – это виртуальная сеть, в контексте которой все предметы и события имеют свое «место», а их отношения друг с другом определяет «расстояние» между ними, обозначаемое Х. Чтобы покрыть это расстояние, требуется время. Дабы от события А попасть к событию Б, необходимо затратить от одной секунды до века, которые их разделяют. Чтобы предмет А оказал влияние на предмет Б, он прежде должен преодолеть разделяющие их миллиметры или километры. Другими словами, перемещение из точки А в точку Б представляет собой процесс – последовательность действий, происходящих одно за другим.

Таково было наше ощущение реальности, но с изобретением телеграфа, телефона и радио передача информации стала мгновенной. Оказалось, что передать ее в другую часть земного шара можно так же быстро, как и в другую часть комнаты, где ты находишься. И время утратило роль значимого фактора для связи между двумя точками на земле независимо от разделяющего их расстояния.

Разумеется, пока радиоволны пересекут пространство, какое-то время уйдет. В конечном счете, наш мир остается таким же физическим (в том смысле, что его и теперь определяют время и пространство), каким он был два столетия назад. Но теперь мы способны осуществить связь на расстоянии, практически не затрачивая на это времени, и это обстоятельство решительным образом меняет не только наш образ жизни, но и образ нашего мышления. Возможно, живя сегодня, мы не в состоянии понять, сколь невероятной показалась бы возможность мгновенной связи человеку, жившему в дотелеграфную эру. Но мы знаем, что хотя мы и не в состоянии обогнать время, понятие «отсутствие времени» стало неотъемлемой частью нашего восприятия действительности.

Как ни парадоксально, но когда «отсутствие времени» стало частью нашей жизни, этот факт углубил наше восприятие того, что жизнь человека на земле имеет определенный срок. Когда мы жили в рамках, очерченных временем, большого значения тому, что оно в сущности такое, не придавалось. Могли бы мы знать о существовании «света», могли бы анализировать его характеристики, если бы не знали, что такое тьма? А феномен «жизни» – разве он был бы нам понятен, если б мы не сталкивались с ее увяданием и, в конечном счете, с уходом из этого мира? Чтобы понять какое-то явление, оценить его качества и потенциал, необходимо сначала выйти за его пределы, хотя бы в сфере познания.

Зачем нужно время? Почему так важно, чтобы мы понимали его сущность? Разумеется, мы и представить себе не можем, на что будет похоже существование вне времени (будет ли все происходить одномоментно или не будет происходить вообще ничего, а все просто «будет»?). Давайте представим себе: если бы Б-г создал мир вне времени, и это была бы единственная разумная форма существования, – мы и понятия не имели бы о том, что такое «время». Так что же оно такое? Один из возможных способов сделать наш мир «работоспособным»? Или такая формула действительности имеет более глубокие причины?

Можно поставить вопрос иначе: нас поместили в реальность, ограниченную во времени, тогда почему же нам дали возможность подвергнуть сомнению ее пределы и подойти к порогу «отсутствия времени»? Это нужно для того, чтобы мы лучше осознали значимость времени? Или есть какая-то более глубокая причина, по которой наша жизнь, протекающая в контексте времени, дает нам возможность заглянуть в реальность за его пределами?

Духовное время

Даже у Б-га на сотворение мира ушло какое-то время.

В Торе говорится, как Б-г сотворил мир за шесть дней. На более глубоком уровне мудрецы Каббалы рассматривают физический мир как последнее звено Седер Ишталшелут («порядок эволюции»). Это космическая цепь миров, которая простирается от неба до земли. В Каббале говорится, как Б-г начал свою работу по сотворению мира с того, что создал все сущее в наиболее чистой и духовной форме, а уже потом позволил ему явиться на свет и трансформироваться, постепенно и поэтапно, в более конкретные формы, создав в конечном счете наш физический мир – самое «низшее» и наиболее осязаемое воплощение всего сущего.

Например, физическая вода является конечным продуктом целого ряда более духовных явлений, таких как чувство любви и Б-жественный Хесед («милосердие»). Физическая земля есть материальное олицетворение цепочки явлений, включающих в себя такие концепции, как «женственность» и «восприимчивость» и восходит к понятию Малхут («царственность»). Так обстоит дело с каждым предметом, силой и явлением в нашем мире: все существует на многих уровнях Седер Ишталшелут, от эфирного состояния до самой что ни на есть материальной формы.

Конечными продуктами Седер Ишталшелут является не только содержимое нашего физического мира, но и определяющие его параметры – пространство и время.

Мы знаем пространство как трехмерную категорию, в контексте которой физические объекты располагаются в пространственном соотношении друг с другом – выше, рядом, позади и т.д. Но существует и концептуальное пространство: мы говорим о «более высоких» и «более низких» плоскостях реальности. Мы описываем идеи как «глубокие» или «мелкие». Поэтому духовные категории также занимают некое «пространство», которое определяет их положение относительно друг друга в мире, где они находятся. Принято считать, что подобные характеристики «концептуального пространства» представляют собой всего лишь психическое проецирование физических явлений; наш физический разум пытается таким образом осмыслить и познать метафизические абстракции. По утверждению каббалистов, на самом деле все иначе: пространство возникает как явление целиком духовное, потом оно «опускается» через Седер Ишталшелут и приобретает все более конкретные формы и очертания. Таким образом, физическое пространство возникает из пространства концептуального, которое, в свою очередь, произошло из еще более абстрактной формы пространства, и так далее. Чем выше мы поднимаемся по цепи Ишталшелут, тем более абстрактным и эфемерным предстает пространство этого конкретного мира.

Точно так же и время на пути от «духовного» и вплоть до нашего, «физического», существует на нескольких уровнях. То, что мы испытываем как течение времени в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему, есть последнее и наиболее конкретное воплощение элемента или явления времени. Проходя сквозь Седер Ишталшелут, время выражается во многих формах: оно является сутью движения, причинности и изменений. В нем – основа биения жизни, природа здравомыслия, оно является маятником чувств.

Физическое время протекает хронологически: «прошлое» происходит перед «будущим». У духовного времени таких ограничений нет. Например, понятия А (1+1=2) и Б (2-1=1) занимают разные положения на линии времени с точки зрения логики: А предшествует Б в логической последовательности (1+1=2, именно поэтому 2-1=1). Но то, что Б «следует» за А, вовсе не означает, что в физическом времени есть точка, где А существует, а Б – нет. А и Б всегда существовали одновременно, хотя «первое» вызывает «второе».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий