Присущ ли Б-гу аутизм?

Аутизм

Р-н Михаэль Кориц

Вопрос: Известно, что Б-г един. Нет какого-либо другого существа выше Его, нет какого-либо существа равного Ему. Весь существующий мир – это Всевышний. Но тогда с кем Он общается? Если Всевышний общается со своими созданиями, одновременно являющимися частицами Его самого, то, следовательно, Он общается с самим собой. Означает ли это, что Всевышний интровертирован и, более того, аутичен?

Ответ: Отправная точка ваших рассуждений точна – абсолютное единство Всевышнего, единственное существование, по отношению к которому любое иное существование мнимо. Но это означает, что и применение наших слов для описания абсолютного единства не до конца корректно.

Даже для прославления Всевышнего в молитве мы используем лишь те термины, которые были открыты Моше в данном ему свыше пророчестве. «Великий, Могучий и Грозный (досл. „Страшный“)» – говорим мы в молитве, и мудрецы комментируют «страшно его прославлять», поскольку по отношению к бесконечности любое конкретное прославление является оскорбительным принижением и ограничением.

Решением этой дилеммы, на первый взгляд, обрекающей нас на молчание, стало утверждение, сформулированное Рамбамом и разработанное в дальнейшем развитии еврейской мысли. Любые характеристики Всевышнего есть не что иное, как уступка человеческому языку, и их нельзя понимать дословно. Называя Всевышнего мудрым, мы не подразумеваем, что он мудр, как мудр какой-то человек, или даже, что Всевышний обладает бесконечно большими ресурсами того свойства, которое известно нам как мудрость. Этой характеристикой мы лишь отрицаем возможность у Всевышнего недостатков, связанных с отсутствием мудрости.

После этого предисловия понятно, что поставив вопрос о способности Всевышнего к общению, мы должны выделить в понятии «общение» различные стороны. У человека есть необходимость в общении, которая позволяет нам функционировать в человеческом обществе. Такой необходимости и вынужденнности у Всевышнего нет, поскольку Он совершенен. А вот достоинства человеческого общения являются частью сотворенного мира, и Творец обладает ими.

Можно сказать, что положительной стороной общения является выражение нашей личности вовне, в результате которого появляется некая ответная реакция. Возможно, неким аналогом этому являнию является описание мидрашем одной из деталей творения мира. Мидраш говорит, что Всевышний советовался о творении мира с душами праведников. Душа называется в книге Тания «частицей Б-га». Видимо это и есть то общение, которое Его достойно, и оно существует постоянно, поскольку все духовные процесссы не ограничены временем.

Разумеется, эта тема требует еще немало серьезных размышлений и обсуждений, но как отправная точка это уже нечто.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий