Путь домой

Исход

Александр Борель.

Пасхальный завет

Б-г заключил с нами Завет, и этот Завет действует и в наши дни. К большому сожалению, сейчас этому Завету уделяют очень мало внимания. В синагогах говорят только о первой части этого Завета, упуская её основу. В христианских церквях говорят об этом Завете как о свершившемся факте, упоминая его финальную часть, но, к сожалению, я ни разу не слышал о сути этого Завета. Б-г заключил с нами Завет…и все об этом.

• Что за Завет: — … ???,
• Когда он был заключен: — на Голгофе…,
• Зачем он был заключен: – чтобы спасти нас от греха…
• Как к этому относиться: – принять…
• Как принять его: — … наверное, нужно покаяться...

Все подобные ответы правильные, но это вершина вершины айсберга. Я предлагаю более серьезно подойти к этому вопросу, в ответе на который кроется очень большая глубина Слова Б-га. Это откровение, которое меняет нашу жизнь, наше отношение к действительности. Благодаря этому завету и только этому завету мы имеем возможность принятия Духа Святого.

Может быть, для кого-то это откровение, но давайте не будем много рассуждать, а начнем с самого начала. Начало этого Завета лежит в глубокой древности. Впервые Б-г дает откровение об этом Завете через Авраама.

Давайте более подробно рассмотрим этот момент из его жизни (Быт.гл.22):

1 … (Б-г) сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 Б-г сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Земля Мориа – вероятнее всего имеется в виду местность в близи горы Мория (совр. южная часть горы Сион – 2Пар.3:1). Название местности и горы имеет один и тот же корень «Море» – учитель, наставник. Мория можно перевести как «Видение Господне» или «Наставление Господне».
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Б-г.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

Авраам жил вблизи города Сихема (евр. Шхем – гроб или спина, плечо, или участок) в долине «Элон Море» или «Элоней Море», что дословно можно перевести как «Дубрава (Синодальный перевод) учителя», или «Роща учителя». Вероятнее всего, Авраам был не только главой дома, но и хорошим учителем для всех окрестных народностей. У этой долины есть еще одно название «Вирсавия» – место семи колодцев (или смысловое значение – место, где есть живая вода в полноте).

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Б-г усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Б-г; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Г-сподень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Б-га и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Сколько раз я слышал вопрос: зачем Б-гу нужно было подвергать Авраама такому испытанию? Разве в Библии не сказано, что Б-гу известны каждые помыслы сердца человека? Разве для Него было закрыто, что Авраам предан Ему, или Он настолько недоверчив, что решает в очередной раз проверить Авраама?

Все дело в том, что на данный момент еще не было основного Завета, т.е. того Завета, о котором мы говорим. Все происходящее — только подготовка к нему. Все что Б-г сделал, это дал испытание Аврааму согласно его доверию к Творцу и благословил его:
«Аврам поверил Г-споду, и Он вменил ему это в праведность» Быт.15:6

Это было сказано, когда «древний» старик вдруг осознал, что для Б-га нет ничего невозможного и что в сто лет можно быть полноценным мужчиной, и твоя жена в девяносто лет может родить полноценного сына.

После того, как были произнесены эти слова, Б-г заключил с Авраамом Завет на будущее его потомства. Этот Завет интересен тем, что Б-г заключает его после того, как открывает Аврааму будущее, пророчествуя о том, что произойдет через много лет. Заключает Он его способом, которым евреи заключали заветы ещё долгое время после этих событий. Кровь при этом завете непосредственно впитывается в землю, и эта земля становится «Священной». Эта земля, живая земля, берется в живое свидетельство этого Завета.

Это было только начало. Б-г заключает Завет с Авраамом о земле, которую Он обещает дать его потомству в вечное пользование:

8 Он (Авраам) сказал: Владыка Г-споди! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9 Г-сподь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Г-сподь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.

18 В этот день заключил Г-сподь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев.
(Быт.15:8-21)

Праведность, что это такое? Праведность – это правильное положение перед Б-гом. Насколько нужно было Аврааму перебороть в себе все мирские устои и понятия, чтобы получить это благословение Б-га.

«И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Б-гу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Б-жиим»». Иак.2:23
«Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Б-гу, и это вменилось ему в праведность». Рим.4:3
«Так Авраам поверил Б-гу, и это вменилось ему в праведность».
Гал.3:6

Но какое это имеет отношение к Завету? Все дело в том, что без правильного положения перед Б-гом никакие заветы не имеют силы. Только в чистоте, в праведности перед Б-гом, завет приобретает силу. Любое проявление греха «убивает» действие Завета. Быт.22:12 конкретно говорит об этом.

Продолжим изучать 22-ю главу книги Бытия:

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
Итак, Б-г дал Аврааму заместительную жертву. Роль этого овна трудно переоценить: баран, который взялся ниоткуда, был специально по воле Б-га отдан в жертву, но для чего и почему взрослый баран, а не ягненок? Пройдет немало времени, и Б-г раскроет эту тайну, но уже при возобновлении этого завета с целым народом.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Г-сподень с неба
16 и сказал:
Мною клянусь, говорит Г-сподь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
19 И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.
Праведность Авраама открыла дверь для заключения этого Завета. Слово Б-га имеет очень большое значение, а Его клятва… Мне кажется что ни в одном языке мира не найдется никаких слов, чтобы объяснить значение клятвы Самого Г-спода жизни, Самого Творца жизни, её Создателя и Повелителя.

О чем этот Завет? Да, первая и вторая части этого Завета конкретно касаются еврейского народа. Именно с ним Б-г перезаключает Свой Завет. «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис.43:21). Для того чтобы это произошло, должно пройти время. Здесь Б-г заключает Свой Завет с Авраамом, с одним человеком, но в этом Завете уже говорится о народе, который Б-г избирает для продолжения Завета.

«…и овладеет семя твое городами врагов своих…». Это место говорит как о физическом завоевании земли, которую Б-г назвал обетованной и, согласно обетований Б-жьих, отдал её Своему народу в пользование, так и в духовном смысле — благословенной, т.е. земли, где, согласно Б-жьим обетованиям, должно произойти исполнение этого Завета и где должен быть земной дом Б-га, т.е. где должен быть Храм Б-га. 18-й стих говорит о третьем перезаключении Завета, но сейчас мы с вами более подробно остановимся на втором перезаключении этого Завета, с избранным Самим Б-гом народом.

(Исх., гл.12):
1 И сказал Г-сподь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Г-сподня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Г-сподь.

В скольких проповедях говорилось о том, что Египет подразумевает под собой рабство греха. Сколько книг про это написано. Грех – это закрытая дверь для завета с Б-гом. Первенцы — это своеобразная десятина, а десятина принадлежит Б-гу и только Б-гу. В 12 стихе мы видим, как и в случае с первенцем Авраама, Творец Сам избрал заместительную жертву для первенцев Израиля. Только здесь речь идет уже о целом народе. Б-г велит первенцев в народе Израиля выкупать: «...и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» Исх.13:13. Здесь первенцев Израиля выкупает Сам Творец. Первенцев (в том числе и животных) за первенцев, которые остались за дверью еврейского дома.

Сейчас мне хочется заострить внимание на определенных действиях, которые Б-г повелел сделать. Б-г никогда не повелевает что-либо сделать просто так, чтобы посмотреть, как это исполнят или что из этого получится? У Б-га просто так никогда ничего не бывает. У Авраама Г-сподь предусмотрел взрослое животное — овна. Это животное олицетворяет полноту (Отец). Эта заместительная жертва была десятиной от полноты. Начало жертвы от полноты было положено Авраамом задолго до этих событий. Так, Авраам, переполненный богатствами, отдал десятину Мелхиседеку, т.е. от всех своих богатств он отделил десятую часть и отдал священнику Б-га.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий