Путь домой

Исход

Александр Борель.

II Дни Омера.

1.Семь седмиц

«Найди себе наставника, и избегай неопределённости, и не привыкай отмерять десятины на глаз» Пиркей Авот 1, 16
«Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются» Пиркей Авот 2, 1
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать» Раби Нахман из Бреслава

Чис.28:26 И в день первых плодов, когда приносите Господу повое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
Втор.16:9-10 Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой;

После Песаха, согласно повелению Творца начинаются особые дни до Шавуота (пятидесятницы). Эти дни называются «счет Омера». Эти дни в еврейской истории считаются почти как траурные и. на первый взгляд, кажется не понятным почему.

ОМEР (буквально ‘сноп’, полнее — ОМЕР ха-тнуфа — 'сноп возношения'; в Библии также — единица меры сыпучих тел, равная 2,2 литра), приношение, совершавшееся в Храме ежегодно 16 нисана (первый день хол ха-мо’эд праздника Песах). Впоследствии название ОМЕР закрепилось за периодом в «семь полных недель» (знаменитое Библейское выражение: семь седьмиц), то есть 49 дней со второго дня праздника Песах до Шавуот (на 50-й день), отсчитываюшихся согласно библейскому предписанию (Лев. 23:15-16).

Дни Омера считаются полутраурными из-за трагических событий, постигших Израиль в эти дни (за исключением Песаха, Суббот и, у некоторых иудейских направлениях — Лаг ба-Омер — тридцать третий день счета Омера, Этот день — «йом Билула» (день празднования памяти) рабби Шимона Бар Йохая (РаШБИ)). В связи с этим в дни Омера не устраивают свадеб и не стригут волосы.

Какие же несчастья случились с евреями в эти дни? Это гибель в эпоху восстания Бар-Кохбы двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы, погибших от эпидемии дифтерита. В Талмуде говорится, что они умерли потому, что не обращались друг к другу уважительно. «Это конечно не означает, — утверждают современные идеологи иудаизма -что они невежливо разговаривали друг с другом или ссорились. Традиция говорит о том. что у каждого из них был особый путь в познании Торы и в приближении к Богу — и это совершенно нормально и правильно с позиции современного иудаизма». Это несколько противоречит Библейскому пониманию того пути, который определили Сам Творец. Далее говорится: «Но ученики рабби Акивы не уважали один пути другого; каждый считал свой путь единственно верным — и это привело их к смерти. Согласно формальным критериям, они выполняли все галахические требования, но они не следовали принципу "Квод ha-Врийо'т — «уважения к людям»». Другими словами, эти ученые, противореча сами себе, утверждают, что эти ученики погибли от злословия, или по Библейски — от проказы. Вспомните: в слове «Мецора» (проказа) можно увидеть аббревиатуру слов «моци», «шем» и «ра» (соеденим слова и получим — злословящий). «Духовная нечистота, проявлявшаяся в язвах, нарывах и струпьях, была наказанием, в первую очередь, за грех «лашон а-ра» (нечистого языка)» — из пояснения рав. Нахум Пурер.

« Квод ha-Брийот». дословно переводится как "уважение к человеку как к созданию Творца. Принцип «единства» очень актуален во взаимоотношении как Израиля и Творца, так и в отношении евреев между собой. Единство Израиля состоит не в том, чтобы кто-то главенствовал над остальными, но в том, что все — разные и самостоятельные — живут в мире между собой и составляют единую «общину Бога», причем каждый, в этой общине, выполняет ту функцию, которую на него возложил Сам Бог. Вспомним также, что и исходно народ Израиля состоит из двенадцати колен; и в Храме были отдельные ворота для каждого колена.
Поэтому и «Квод ha-Брийот» — центр жизни еврейского общества. В этом понимание известных слов Мудрецов: «Второй Храм был разрушен из-за „синат хинам“ -»беспричинной, безосновательной ненависти", а Третий Храм будет построен через «ahaeam хинам» — любовь, не требующая специальных обоснований" — любовь ко всем, стремящимся к Богу и к заповеданным Им путям, а не только к определенно избранным согласно человеческим понятиям иерархии.

Законы траурности дней Омера были установлены не сразу после трагических событий с учениками рабби Акивы (2-й век н.э.), но лишь через шесть столетий, в эпоху Гаонов (определенная школа средневековья) — поскольку они увидели, что Израиль постепенно сползает к тем же ошибкам; и они хотели подчеркнуть непреходящее центральное значение Квод ha-Брийот. Мы должны быть особенно внимательны к этому во время, которое названо «счет Омера».

Интересно также заметить, что на дни счета Омера приходится «Иом ha-IIIoa» — «день памяти жертв Катастрофы европейского еврейства во время Второй мировой войны» (27 нисана или 2 мая); «Йом ha-Ацмаут» — «День независимости» (5 ияра или 8 мая) и «Иом Иерушалаим» — «День освобождения Иерусалима» (по одним мнениям — 8 июня, по другим — 15 июня) — дни, вызывающие наибольшие споры между различными современными направлениями. Сколько времени прошло, а споры ради преобладания собственного мнения актуальны и в наши дни среди лидеров иудейских течений.

(Вот другие трагические события, случившиеся с Израилем в дни Омера. В 1096 г. в Германии в эти дни были массовые погромы, ведущие учителя были заживо сожжены. А в 1648-49 гг. на эти дни пришлись самые кровавые погромы Богдана Хмельницкого.)

К великому сожалению, эти, современные споры, просто заглушили тот смысл, который Творец вложил в эти дни. Давайте немного углубимся.

Об обряде и сроках приношения ОМЕРа в Библии говорится (согласно всем традиционным переводам): «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней .жатву, то принесите сноп из начатков жатвы вашей к священнику, и вознесет он этот сноп пред Господом... во второй день празднования...» (Лев. 23:10—11; буквальный перевод: «... на следующий за субботой день»).

На основании определения в Исх. 16:36 «Омер есть десятая часть эфы». Законоучители Талмуда установили, что ОМЕР означает меру зерна, а также то, что для принесения ОМЕРа следует пользоваться ячменем (видимо, постольку, поскольку это самая рано поспевающая из всех зерновых культур; Мен. 686). Сжатую меру ячменя (эфа = 3 сеот) обмолачивали, зерно обжаривали, провеивали, измельчали в крупу, которую тщательно отсеивали от отрубей, после чего от нее отделяли десятую часть — иссарон (собственно это и есть ОМЕР в смысле меры веса), которую Священники и возносили на алтарь

(Мен. 10:4). Горсть иссарона, смешанного с маслом (символ благословения) и ладаном (символ помазания), сжигали на алтаре, а остальное ... съедали Священники. Одновременно с этими действиями в Святое вносили сноп (это тоже ОМЕР, только в виде первого снопа колосьев) из первых срезанных колосьев ячменя (по другим источникам ржи) и совершали специальный обряд при котором «встряхивали» этим снопом у каждого края жертвенника. Согласно традиции этих колосьев было 50.
Окончив возношение ОМЕРа, священник приносил жертву всесожжения и связанные с ней приношения и возлияние определенного виноградного вина, после чего хлеб нового урожая любых злаков кроме пшеницы дозволялся к употреблению (Лев.23:12-14). Церемония отличалась большой торжественностью и истолковывалась как обращение к Богу о защите урожая от ветров и прочих бедствий (Мен. 62а). Но и здесь стоит напомнить стихи Священного писания:

1Тим.6:20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, ( в некоторых переводах — «человеческой мудрости»)
1Кор. 12:8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем лее Духом:

Упомянутые выше библейские предписания о дне принесения ОМЕРа и отсчете семи недель «от дня приношения ... ОМЕРа возношения» (Лев. 23:11, 15-16) стали в эпоху Второго храма предметом ожесточенных споров между фарисеями и саддукеями. Саддукеи толковали слова «на следующий за субботой день» (см. выше) буквально, то есть от субботы, приходящейся на один из дней «хол ха-мо’эд» (праздника «Песах» до первого дня после седьмой следующей за этим субботы. Фарисеи отвергали это толкование потому, что принятие его привело бы к неустойчивости даты празднования Шавуот, а также к тому, что этот праздник приходился бы всегда на первый день еврейской недели (Мег. Та'ан. 1; Мен. 10:3). Сегодня, день праздника принят окончательно в соответствии с толкованием фарисеев (Мег. Та'ан. 1).

И как современные религиозные евреи справляют каждый день счета Омера? Вот небольшая выдержка и постановлений:

Стандартную формулу исчисления ОМЕРа («Сегодня один день ОМЕРа»; «Сегодня восемь дней, составляющие одну неделю и один день ОМЕРа» и так далее) произносят после вечерней молитвы Ма'арив (то есть с наступлением новых суток), предваряют особой бенедикциеп и завершают краткой молитвой о восстановлении Храма, чтением 67 псалма, содержащего 49 слов, и литургического гимна Анна бе-хоах. В лурианском носахе литургии завершающая молитва включает просьбу об «очищении душ народа Израиля от [прилипшей к ним] скверны и исправлении повреждений в сфирот», упоминаемых в этом носахе в ходе обряда исчисления ОМЕРа. Каббалисты придают этим 49 сочетаниям (7?7) мистическое значение восхождения от 49 «врат» нечистоты египетского рабства к чистоте откровения у горы Синай.... И.т.д. Ритуалы, ритуалы... Помните, мы начали со слов Раби Нахман из Бреслава: «Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать». К великому сожалению современное общество настолько «погрязло» в разного рода придуманных символах и ритуалах, что просто не замечает даже самого элементарного из того, что Творец заповедовал.

Семь — это полнота. Семь седмиц — подчеркнутая, особая полнота, в семь раз больше. Эти дни призваны для того, чтобы как можно больше уделить внимание «переходу» от этого мира в мир Бога. Объединиться в полноте «единого тела общины» и не разбегаться «великомудрствованием ума» во взаимоотношениях с Творцом.

Не надо помогать Богу.

Не даром, перед началом счета Омера, во всех общинах изучается глава «Ахерей мот», где говорится о «чуждом огне», который принесли на жертвенник сыновья Аарона.

Так что же это такое : счет ОМЕРА?

Прежде всего это ожидание и выбор. Творец заповедовал нам уделить этому особую роль в нашей жизни. Нельзя забывать, что это заповедано Творцом в начале года, когда все, в новом году, еще не определено. Все только определяется. Эти дни даны Творцом для того, чтобы мы сумели определить для себя ту цель, которая будет «нашей путеводной звездой» в этом году. Мы должны определиться с тем направлением, которое должно привести нас к намеченной цели. Бог дает нам право выбора и этот выбор определяет взаимоотношение как с Богом, так и между собой на предстоящий год.

В эти дни мы должны, прежде всего, «принести в жертву» то обилие нашего бытия, которое мы уже имеем. Это необходимо для того, чтобы «не распыляться» на проблемы повседневности. Это, в эти дни, должно уйти на второстепенный план. Возвращение к полноте (сноп пшеницы) будет заключительным аккордом в этом выборе и в этот день -Шавуот (пятидесятница) — придет полнота той силы, которая адекватна нашему выбору и истинному, бескомпромиссному решению. Наш выбор определяет наше взаимоотношение с Творцом. Со своей стороны ОН сделал все, чтобы это взаимоотношение было в полноте. Он даровал нам Свой завет — Песах, а дальше — отношение к этому у каждого, согласно личного выбора. Это дни духовной работы в человеке — Шабат человеческой души, а принимать меру полноты этого благословения -дело лично каждого.

Деян.1:4 И, собрав их, On повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышат от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой: и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и далее до края земли. 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. 13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. 15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего: 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделаюсь известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. 20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. 21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились С нами во всё время, когда пребывал и обращайся с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. 23 И поставит двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфея; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Cepдцeвeдeц всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. 26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Деян 2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий