Путь домой

Исход

Александр Борель.

III. Шавуот — Пятидесятница

«И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы и праздник собирания плодов в конце года» (Исх. 34:22).
Шавуот, который начинается с заходом солнца, празднуется через 49 дней после Пасхи. Греческое слово пентекост означает 50 дней, которые включают и сам День Пятидесятницы.


Шавуот — праздник недель, так как происходит от слова (шавуа), что на иврите означает неделя.
Этот праздник был установлен Богом (Исх.23:1б) как «праздник урожая первых плодов» и как время для евреев радоваться пред Богом.

В Писании этот праздник имеет три названия: Хаг ха-Кацир, то есть праздник жатвы; Шавуот — праздник недель и Йом ха-Биккурим — праздник первых плодов. Название — «Праздник жатвы» — объясняется тем, что Шавуот отмечается в пору летнего сбора урожая в Израиле. «Праздник недель» -связан с тем, что Шавуот отделен от Песаха семью неделями. В Шавуот в святилище Храма вносили «лехем хабиккурим», хлеб из только что сжатой пшеницы. В Иерусалим с большой торжественностью доставляли первые плоды, которыми славился Израиль: пшеницу, ячмень, виноград, смоквы, гранаты, оливковое масло, финики, мед. Поскольку это сельскохозяйствен¬ный праздник, в синагогах в это время читается книга Руфи (Мегилат Рут), где рассказывается о том, как в древние времена собирали урожай.

Вся синагога во время Шавуота украшена зеленью, цветами и фруктами. Есть еще одна причина, по которой на этот праздник читают книгу о Руфи, которая стала прародительницей царского рода Израиля и Машиаха: «Было две женщины: Тамар и Руфь. Первая дала жизнь потомкам Иуды, от второй произошли царь Давид, царь Соломон и царь Машиах» (Зохар). И правда, в Евангелиях от Матфея и Луки приведены родословия Иисуса, где встречается единственная женщина — Руфь, которая была знаменитой не еврейкой, оставившей все ради истины и нашедшей великие обетования.

По общему мнению, признанному не только еврейской традицией, но и крупнейшими исследователями и комментаторами Библии, праздник Шавуот следует рассматривать как завершение праздника Песах; в соответствии с этим получение Торы на горе Синай является завершением освобождения из египетского рабства.

Стих: «И избавлю вас» (Исх. 6:6), — является только введением и началом стиха: «И приму вас» (Исх. 6:7). Уже в начале служения Моисея Господь сказал ему:
«Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе (Хорив)» (Исх. 3:12).

А Моисей каждый раз, когда говорил от имени Господа к фараону, повторял:

«Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх. 5: 1).

Как Моисей, так и народ Израилев, предполагали, что это служение Господу выразится в принесении множества жертв, и когда фараон попытался помешать угону скота евреями, Моисей сказал ему «Дай также в руки наши жертвы и приношения... но доколе не прийдем туда, мы не знаем, как будем служить Богу» (Исх. 10:25-26).

Однако, когда евреи пришли к горе, предназначенной для совершения этой службы, от них потребовалось не приносить жертвы, а лишь слушать глас Господний и соблюдать завет Его (Исх. 19:5). Таким образом, израильский народ служил Богу своему и праздновал праздник Господу тем, что стоял у горы Синай и принимал Тору. Следовательно, исход из Египта и служение Господу у горы Синай является единым событием: физическим и духовным освобождением Израиля от Египетского рабства. И, если можно так выразиться, в сельскохозяйственном аспекте Песах является началом жатвы, а Шавуот ее завершением, то в историческом аспекте праздник Шавуот следует рассматривать как завершение освобождения Израиля. И если праздник Песах посвящен памяти об исходе из Египта, то праздник Шавуот посвящен завершению освобождения, то есть, памяти о даровании Торы. Своим предписанием отсчитывать дни, отделяющие Песах от Шавуот, Тора прослеживает связь, существующую между этими двумя праздниками и определяет служение Господу у горы Синай как цель исхода из Египта. Отсюда следует, что праздник Шавуот, будучи завершением освобождения из египетского рабства, является вместе с тем и праздником получения Торы.

Шавуот отмечается и как праздник дарования Закона (земан машет торатейну). У Западной Стены Плача в Иерусалиме и в ортодоксальных домах евреи всю ночь читают Тору стоя, чтобы это послужило напоминанием о том, что Бог дал Закон Моисею на горе Синай, «и гром и молнии не давали уснуть израильтянам всю ночь». По древней традиции считается, что Синайский Закон был дан именно на пятидесятый день после исхода евреев из Египта.

Обычно на праздничный стол подают крейплах, который можно назвать «еврейскими пельменями». Наполненные мясом, чесноком и луком, они имеют форму треугольника, что символизирует «триады» из Библии — триединство Бога, три части Ветхого Завета ТаНаХ (Тора — Закон, Невиим — Пророки, Кетувим — Писания), три патриарха — Авраам, Исаак, Иаков и т.д.

В Талмуде о числе три сказано: «Благословен Господь, давший тройственный Завет Свой (три раздела Ветхого Завета) тройственному народу (кохены, левиты, израильтяне), через третьего в семье своей (Мирьям, Аарон и Моисей) в третий день третьего месяца (третий день Сивана — третьего месяца в году)» (Шаббат 9).
Шавуот — один из трех основных паломнических праздников Израиля «Шалош регалим» (Исх. 23:17 и 34:22-23).

Какой смысл имеет Шавуот в наши дни?

1. Поскольку Храма больше не существует, в Иерусалиме па¬ломнический аспект в наши дни никто не соблюдает, за исключением, пожалуй, очень малого числа ортодоксальных евреев. В древние времена из всех уголков Израиля и диаспоры (галут) паломники приходили в Иерусалим (Деян. 2:8 и 2:16), принося с собой лучшие плоды урожая в знак почитания Бога. Это было замечательное время всеобщей радости. Как раз это время Бог выбрал для излияния Духа Святого (Руах Хакодеш) на последователей Иешуа, которые также собрались на этот праздник. В этот день они чудесным образом свидетельствовали о своей вере в Иешуа перед несколькими тысячами евреев, собравшимися на Шавуот из стран рассеяния. Когда на учеников Иешуа сошел Дух Святой, они стали способны разговаривать с людьми на языках тех стран, из которых пришли паломники, хотя сами никогда не изучали их. В тот день пришло к вере в Господа более трех тысяч евреев.

Бог Сам предопределил излить Свой Дух именно на День Пятидесятницы. Духом Святым Господь вписывает в наши сердца Свой Закон:

«И окроплю вас водою чистою, и вы очиститесь от скверен ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму сердце каменное и вложу плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить по заповедям Моим и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:25-27).
Нам необходимо понять, что только через наполнение нас Духом Святым мы сможем ходить по путям Божьим и исполнять Его заповеди.

2. Это было время , когда появилась первая Мессианская община.

«При наступлении дня Пятидесятницы (Шавуот) все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.»
Деян.2:1-5

Таким образом, Шавуот являет собой ПОЛНОТУ МИЛОСТИ И РУКОВОДСТВА ВСЕВЫШНЕГО: Праздник дарования Торы, Праздник жатвы и Праздник излияния Духа Святого — Праздник рождения первой в истории Мессианской общины.

3. Дарование нового имени:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет (Брит Хадаша), — не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом и они будут Моим народом»
«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них».

(Иер. 31:31 -33; Евр. 10:16-18).

Но причем здесь новое имя?

Все дело в том, что Новый завет (Брит Хадаша) – это не отдельная книга в еврейских Священных писаниях, а часть еврейских Священных писаний, т.е. она является, вместе с ТаНаХом одним единым целым. Это очень важно понять. Новый завет без закона не имеет силы. Если бы небыло закона, который Моше получил от Б-га и передал народу, то небыло надобности приходить Машиаху и становиться жертвой. Ничего не может быть выдернуто из Священных писаний – все взаимосвязано – все одно единое целое – все вытекает одно из другого. Что такое «цельность»?

В комментариях читаем: «Три заслуги помогли евреям выйти из египетского рабства. При всей глубине своего духовного падения они сохранили три важнейших аспекта своего национального самосознания: имена, язык и одежду» (Ялкут Шломо, Эмор).

В этом комментарии говориться о цельности. Слово шалеем – «цельность» представляет собой аббревиатуру трех признаков (состоит из трех слов, смысл которых заложен в понятии «цельность» или «целостность»): шем – «имя», лашон – «язык», мальбуш – «одежда».

ИМЯ

Еврейские традиции уделяют огромное значение имени в жизни и неспроста. Имя – отображение сущности. Имя в Священных писаниях играет огромную, если не главенствующую роль в познании сущности Самого Б-га. Учителя (Раввины) Торы уделяют очень большое значение изучению имен, в том числе и Патриархов. Б-г никогда и никого просто так не называл. Вот пример подобного разбора (отрывок из книги Симха Полонского «Вот Имена»):
Авраам был потомком праведника по имени Ной ( Hoax «утешающий»):

«... и нарек ему имя Ной, сказав: ( йенахамепу) он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт. 5:29).

Однокоренными с именем Ной являются имена Нахум (Наум) и Менахем, которые переводятся как «утешитель».

В некоторых еврейских преданиях говорится, что именно Ной изобрел плуг. Само имя Ной означает (нах)«отдыхает». При Ное люди впервые избавились от необходимости тяжко трудиться, добывая себе пропитание. Ной подарил человечеству возможность отдыха.

Если имя Ноя прочитать наоборот, то получится (хен)«милость». Ной был человеком милостивым, он знал благость и милость Господа, поэтому Бог и вознаградил Ноя тем, что даровал спасение от потопа ему и всей его семье.

А вот что говорит о Ное РаШИ, комментируя Быт.5:28: «Слово (бен) — «сын» — происходит от глагола (бана) — «строить», ибо из потомков строится человеческий род. В отличие от предшествующего, здесь не сказано «родил Ноя», но «родил сына», ибо из него заново отстроился весь мир, все человечество».

О Ное сказано также: «В книге Бытие (6:9) слово «поколение» употреблено во множественном числе. Это означает, что Ной был современником двух эпох: до потопа и после потопа, так как дожил до поколения Авраама, — а тому было уже 58 лет, когда умер Ной. А согласно иудейским толкованиям 58 как раз составляет сумму числовых значений букв имени Ной — нун (50) и хет (8)» (Авраам ибн Эзра).

В книге Зоар подсчитывается гематрия (числовое значение) имени Ноя, которая составляет 58, а гематрия, образованная из инициалов десяти его предков, начиная с Адама, равна 580, -такое числовое соответствие как бы является отражением того, что Ной, будучи избран Богом, является «десятиной». И действительно, от Адама до Ноя прошло десять поколений, и от Ноя до Авраама — тоже десять поколений.

Среди самых разных народов Бог искал и нашел наконец человека по имени Аврам, который был сыном Фарры и внуком Евера. Одна история из агады рассказывает притчу об Авраме: «От Ноя до Авраама десять поколений, и за все эти долгие годы Господь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама».

Вот притча, рассказанная рабби Нехемией:

— У царя во время путешествия из короны выпала жемчужина.

Велел царь принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз — не нашли, другой раз — не нашли, на третий раз нашлась жемчужина.

И со вздохом облегчения пронеслось кругом: «Царь нашел свою жемчужину!»

Так и Господь говорил об Аврааме:
— Какая надобность была бы перечислять родословную всех предков, если не ради тебя, Авраам?» (Берейшит Раба 39).
................................
... Бог, наконец, привел Аврама в землю, которую обещал ему и в этой земле заключил с Аврамом и его потомками вечный завет (союз). Заключая этот союз, Бог изменил имя Аврам на Авраам.

Первоначальное имя Авраама — Аврам, означает «отец выси», или «высокий отец»: ав — «отец», рам — «высокий». Древние еврейские предания гласят, что Аврам происходил из рода астрологов. К примеру, имя отца Аврама было Терах — Фарра, что значит «луна». (вспомним, Ур – где родился и вырос Авраам, был столицей Халдейского царства. В центре Ура возвышался храм луны). Мидраш рассказывает об обещании Бога Авраму, что его судьба и судьба народа, который произойдет из его чресел, больше не будет зависеть от звезд.

Бог изменил имя Аврама, введя в него еще одну букву (гей), которая является составной частицей непроизносимого имени Бога. С этого момента имя патриарха становится Аврагам«отец множества». РаШИ так интерпретирует имя Авраама в комментарии к Быт. 17:4: «Ав — «отец», гам — корень слова гомон — «множество». Буква рейш не была изъята из имени, так как Всевышний хотел увеличить его, а не уменьшить. Таким образом, имя Авраам значит абир гомон гоим — «отец множества народов» (Быт. 17:4).

На примере Авраама Бог показывает, что изменяется не только имя человека, но и его предназначение: с этого момента Авраам живет не только для себя, но и для своих потомков, которые наследуют все обетования и благословения вечного завета.

Зоар содержит следующее утверждение: «Все было создано ради Авраама, ибо сказано: «Вот происхождение неба и земли (бе-гибарам) по сотворении их» (Быт.2:4). Раввины же говорят: «Не читай бе-гибарам, а читай бе-Лврагам». И небо, и земля были созданы бе-Лвра'гам — для Авраама и его потомков».

В Новом Завете говорится следующее:

«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал.З:6-9).
Все верующие в Бога и Его Мессию получают оправдание верой так же, как и наш праотец, первый патриарх Израиля — Авраам. Бог назвал Авраама за его веру и преданность Своим другом.

Имя, в еврейской традиции, имеет не только значение определения сущности. Очень важно то, что мы провозглашаем, какое Имя у нас главенствующее. Какое Имя в нашей жизни стоит на первом месте.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий