Путь домой

Исход

Александр Борель.

III. Шавуот — Пятидесятница

2. Мусар.

«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию »
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5

«Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. »
Пиркей Авот 2, 6

«Тот, кто служит Всевышнему в любви, достойнее того, кто делает это в страхе»
Вавилонский Талмуд, Трактат Сота 31а

«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»
Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Прит.1:6 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше--знание и рассудительность; послушает мудрый--и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Царь Соломон говорит (Мишлей (Притчи) 1:2), что свою книгу он написал для того, чтобы «Чтобы познать мудрость (хохма) и наставление (мусар)».

В своих комментариях Виленский Гаон* объясняет, что для истинного служения Б-гу необходимы две вещи: 1) мудрость, знание, чего Б-г требует от человека; 2) воплощение этих знаний в жизнь – «мусар».

Есть еще одно толкование этого еврейского понятия: масур – движение мудрости знаний в жизнь.

Мы говорили о таком понятии как «целосность». Напомню:
В комментариях читаем: «Три заслуги помогли евреям выйти из египетского рабства. При всей глубине своего духовного падения они сохранили три важнейших аспекта своего национального самосознания: имена, язык и одежду» (Ялкут Шломо, Эмор).
В этом комментарии говориться о цельности. Слово шалеем – «цельность» представляет собой аббревиатуру трех признаков (состоит из трех слов, смысл которых заложен в понятии «цельность» или «целостность»): шем – «имя», лашон – «язык», мальбуш – «одежда».

После воскресения Иешуа (Иисуса), все Его ученики были вместе. Это не просто дань обстоятельств и совпадений в Библейских рассказах, это говорит о том, что ученики, несмотря ни на что, все же очень старались делать все так, как это заповедано в законе. Они не просто из боязни преследования собрались все вместе, как это часто проповедуется, они были все вместе потому что так говорит Слово Творца, которое они знали и так заповедовал им Учитель. Если бы они скрывались от преследования, то схватить их всех вместе было бы намного проще, чем преследовать по отдельности. Их никто не преследовал, они были вместе потому что так заповедано законом.

Деян.1:12-14 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
Деян.2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

Шавуот –это не просто определенный праздник, который заповедан в Библии Самим Творцом, это больше чем праздник. Точно так же как Песах, Шавуот это завет, но непростой. Вот что написано в комментариях:
В книге Тур барекет рабби Хаим бен Атар делится с читателем следующей замечательной мыслью. Слово «Шавуот» может быть прочитано иначе — «Швуот» (при этом сохраняются все согласные). В таком случае оно означает не «недели», а «клятвы».

Причем это не клятва, а клятвы (множественное число).
Вот здесь и самое время вспомнить о целостности – имя, язык, одежда.
Мы достаточно подробно разобрали эти понятия. Теперь осталось все соединить вместе.
Мы не даром привели стихи из Священного писания – Притчи Соломона в самом начале этой распечатки. Библейское понятие МУСАР имеет очень тесную взаимосвязь с этими тремя атрибутами целостности.

1. ИМЯ.

Об имени мы говорили уже очень много, хотя это утверждение – много – здесь не уместно. На эту тему много говорить просто невозможно. Это тема нашей сущности.
Когда Творец дает новое имя, Он вкладывает в это новую сущность, которая определяет новое направление действия в жизни. Если человек получает новое имя, то он получает и новое направление в жизненном отрезке земного пути. А это направление, это не что иное как одно из определений понятия мусар. Т.е., получая новое имя, человек получает и то, что Творец вложил вместе с этим именем. Человек получает и новые знания, новые откровения. Почему мы можем сделать такие выводы? Посмотрите еще раз, что об этом говорит Виленский Гаон* — воплощение знаний в жизнь. Но это больше относится не просто к имени, а к слову, к языку, которым высвобождается та сила, которая заложена в имени.

2. ЯЗЫК.

Давар – сказанное действие. Воплощение духовного начала в материальность. Воплощение знаний в жизнь. Здесь, мне кажется, надо остановиться немного по подробнее.
Иак.3:4-10 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык--небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык--огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это--неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Много говорилось про то, что мы исповедуем, но конечно эта мудрость не приходит сама собой. Это плод, который мы можем иметь только благодаря упорной работе с собой, но есть и верный способ избежать ощутимых ошибок:
Пс.118:171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.
Пс.125:1-2 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
Прит.10:19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

То направление, которое мы можем «задать» своим устам и приведет нас в конечной цели. А эта цель будет определена нашим выбором. А то направление, которое мы сами устанавливаем в своем движении жизненного пути, определяет и наши поступки. А наши поступки определяют, как наше отношение к окружающему нас, так и отношение нашего окружения к нам.
Иак.3:11-18 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Не всегда человеку просто воплотить свои знания в жизнь. Зачастую для этого требуется человеку изменить свои привычки, что совершенно не просто. Есть такое выражение в еврейской комментариях – мусарим – которое напрямую связано с этой проблемой человека. Это можно дословно перевести как «У привычки власть надо всем» (Мусарим).
Интересно, но наши привычки напрямую подчиняются нашим словам. Мы не замечаем как наши действия меняются, в зависимости от того, что мы вкладываем в слова. Если наши помыслы чисты, то и сказанное слово высвободит свет, если в нашем сердце обман, то теже слова высвободят тьму. И опять, очень тесное взаимоотношение с третьей составляющей целостности — нашей одеждой, нашим положением перед Творцом, нашим положением перед Его словом. Почему? Потому что действие Его слова в нашей жизни и есть наше положение в Его изобилии помазания, а Его помазание и есть та одежда, которую Он нам даровал…... опять мы её можем одеть только благодаря вере, а вера во многом определяет то состояние нашего сердца, которое определяется тем, что мы высвобождаем нашими словами. А теперь главное, что можно «вынести» из этого. Вспомним «Тикун олам». Изменение этого мира зависит напрямую от нашего изменения. Лично каждого!!!

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий