Путь домой

Исход

Александр Борель.

I. Песах (Пасха)

Празднование Пасхи совершается весной (14 нисан): «Соблюдай месяц весенний и совершай Песах Предвечному, Б-гу твоему, ибо в месяц весенний вывел тебя Предвечный, Б-г твой, из Египта – ночью» (Втор.16:1).

Мудрецы Торы усматривают в этом возрождение новой жизни. Весна – это пробуждение к новому. Раввин Эль-Яшива Каплун по этому поводу сказал: «Весна пробуждает в природе силы, дремлющие и сокрытые зимой. Эти силы пробуждаются весной, для того, чтобы летом принести плоды. Тора учит, что только по плодам можно познать истину.


Те же законы распространяются и на человека, но в его «зимний», на первый взгляд, непродуктивный период существования он не должен считать себя (а тем более – других) уже никуда не годным, даже если этот период затянулся. При наличии веры зима, неожиданно для вас, превратится в весну. Так нас учит Тора, а иначе все законы Торы можно подвергнуть сомнению. Период «весна» для человека – это время цветения, который со временем увенчается плодами для Б-га и для самого человека. Значение «весеннего времени» в еврейской жизни подчеркивается праздником Песах, как это указано в Торе: «… Ибо в месяц весенний вывел тебя Предвечный, Б-г твой, из Египта…». Песах – это Завет, благодаря которому Б-г выведет человека из рабства его проблем.

В еврейской традиции название песах происходит от глагола ПАСАХ, что в переводе означает «МИНОВАЛ, ПЕРЕПРЫГНУЛ». Раши говорил: «Песах от корня «прыжок через…», и заповедано евреям совершать пасхальное служение (жертвоприношение) именно таким образом, «перепрыгиванием». Что имел в виду рабби Шнеерсон? «Да будет воля Всевышнего, чтобы удалось нам по-настоящему совершить Песах, «миновать и перепрыгнуть» из состояния духовной и физической несвободы, рабства к свободе… Подлинное освобождение очень близко – с приходом Машиаха освободится Израиль от пут рабства».

Действительно, Песах напрямую связан с образом Машиаха. Дело в том, что освобождение от этого мира и от духовного рабства — это разные понятия. Машиах не уничтожает войны в этом мире, это не Его миссия. Он уничтожает любое желание воевать у того человека, кто этого пожелает и обратится к Нему как к своему спасителю. Мессия не переделывает мир, Он переделывает наше духовное и мирское начало. Приняв Мессию, человек ставит духовное над мирским. Без принятия Мессии у человека наоборот преобладает мирское над духовным. Он меняет наш внутренний мир. Если все примут за основу духовное, то войны сами по себе исчезнут.

Истинный раб это не тот, который работает на плантации у хозяина, а тот, который отдал свое сердце безысходности своего положения.

Песах – это прыжок от рабства безысходности к новой жизни.
Песах – это завет между Б-гом и человеком, между Творцом и Его творением, благодаря которому мы перепрыгиваем из безысходности, или длинной череды проблем в нашей жизни, к самой жизни под Б-жьей защитой.

Что же это за Завет? Более подробно чуть позже.
Вкратце: Однажды Б-г повелел Аврааму принести в жертву своего единственного сына. По вере Авраам принес эту жертву, и это вменилось ему в праведность. Это был его единственный сын (первенец) и он был превознесен Б-гу, т.е. это был его Агнец. В самый последний момент Б-г заменил сына Авраама другой жертвой и даровал потомству Патриарха благословение на новую жизнь. Б-г заключил с Авраамом Завет благословения на его потомство. С помощью этого Завета Б-г вывел Исаака на новый уровень жизни.

Как подсчитали еврейские мудрецы, народ Израиля жил в рабстве Египта двести десять лет. Египет был не только самой великой державой того времени, это был, одновременно, и центр разврата, как физического, так и духовного. В Священном Писании (на иврите) Египет называется эрват аарэц, что переводится как «срамное место земли». Для того чтобы вывести народ из этого болота греха, из этого рабства, из этой полной безысходности, Б-г возобновляет этот Завет. Только на этот раз Он перезаключает этот Завет со всем народом, а не с одним человеком. Теперь, чтобы получить эту свободу необходимо совершить жертвоприношение. И здесь Б-г замещает Агнцев народа Израиля на заместительную жертву. То поколение, которое сохранилось благодаря этой заместительной жертве и вошло в «землю обетованную», под Б-жью защиту, под водительство Б-га и получило Б-жье благословение сполна. Весь народ, в один миг, перепрыгнул из безысходности в благословение.

Прошло время, и народ снова впал в рабство греха. Все пророки Танаха говорят об этом. Б-г, для того, чтобы не уничтожить все, что осталось у человечества от истинной веры, все, что не заменено еще религией, Сам приходит в этот мир и сам становится этой самой заместительной жертвой в образе Машиаха. Но теперь этот Завет заключен с теми, кто хочет принять этот Завет и эту жертву. Ничего не изменилось с того времени, как народ Израиля принял этот Завет и вышел из Египта. Дело в том, что Египет сейчас в нас, как в том народе, что вышел из него 2000 лет назад до рождества Машиаха. И мы не хотим с ним расставаться или боимся остаться ни с чем, т.е. потерять то, что имеем. Это принцип «жизненного опыта» человека.

4000 лет назад народ преодолел страх, поверил и ввел свое потомство в благословение Б-жье. Сейчас многие не верят в мудрость слова Б-жьего и в силу пролитой крови заместительной жертвы. Земля стонет от страдания вместе со всем человечеством. Но есть на этой земле маленькие оазисы. Заместительная жертва Б-га не была напрасна.

Среди обычаев, установленных одним из основателей хасидизма святым Бэштом (рабби Израиль Баал Шем Тов), есть «трапеза Машиаха». Она совершается в субботу вечером. Обычно это последний день Песаха, но иногда это его первый день. Каждый день в Песах евреи должны совершать две трапезы, а в субботу три. Так повелел своим ученикам святой Бэшт. Эта третья, лишняя, трапеза называется «трапезой Машиаха». Семь поколений спустя, вначале двадцатого века, пятый Любавический Ребе Шалом-Дов-Бер ввел в обычаи этой трапезы правило, добавляющее к «трапезе Машиаха» четыре бокала вина, тем самым, соединив благословение Пасхального седера (вспомните благословение, которое произносил над вином Иешуа (Иисус) во время Пасхального седера) с «трапезой Машиаха». Все ничего, но, к сожалению, во многих случаях, это, в наше время, расценено как призыв к пьянству.

Известно, что с первых лет хасидизма и сами хасиды, и их противники видели в хасидизме отблеск мессианства. Когда ученики Раби Яаков-Йосифа из Полонно пожаловались учителю, что его проповеди не похожи на привычные для них формы изложения идей Торы, он ответил: «Нет ничего удивительного в том, что вы чувствуете в учении Бэшта непривычный вкус: это вкус Торы Машиаха». Учителя хасидизма много сил вложили в превращение Машиаха в реальность своего времени. Делали они это весьма своеобразно. Они везде искали Его, они выглядывали в окна через определенный промежуток времени, они искали Его не только в книгах, но и на улице, вглядываясь в прохожих. За свое недолгое (относительно) существование ими были официально провозглашены Машиахами 12 человек. Последний был Шестой Любавический Ребе, рабби Йосиф Ицхак Шнеерсон, который умер чуть более двадцати лет назад. Это был действительно очень мудрый учитель, но это был человек. Его ученики до сих пор ждут его воскрешения.

«Свет Машиаха разлит уже в мире на уровне глаз. Почему мы не видим его?»- спрашивал Раби Симха-Буним и отвечал сам себе: «Потому что мы ходим, пригнув голову к земле».

В правилах, согласно которым отмечают этот праздник, есть одна особенность, о которой спорят уже не одно десятилетие. Это ЯХАЦ – разламывание мацы, одну часть которой прячут для Афикомана. Другая часть должна оставаться на столе у всех на виду, но между двумя другими, целыми опресноками. Проходит весь обряд и в самом конце, перед благословением после еды находят спрятанный кусок (обычно это делают дети) и все съедают его. Это называется ЦАФУН. Этот обряд выбивается из общей колеи всей церемонии. Многие ученые мужи иудаизма пытались объяснить яхац-цафун. Существует много версий этого обряда, но первоначально это говорило о Машиахе. Он должен пострадать, а затем воскреснуть для всех, но не весь, а Его духовность, которую необходимо «впитать в себя». Эту часть разломанной мацы делят на всех и съедают, а другая, которая остается на виду во время всего празднования олицетворяет греховность. Её не едят. Она так и остается нетронутой до самого конца и находится между двух других, нетронутых опресноков, которые символизируют крепкую Божью защиту.
Афикоман переводится «тот кто идет», или «тот кто придет».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий