Пятнадцатое Ава

Тора

Пятнадцатое Ава, несомненно, самый загадочный день еврейского календаря. Если заглянуть в Шулхан Арух (свод еврейского закона), то в нем не найти упоминания о каких-либо ритуалах этого дня, кроме лишь того, что в молитвах в этот день не произносится таханун (покаянная молитва), как и в другие праздничные дни, а также что начиная с пятнадцатого Ава нужно посвящать больше времени изучению Торы, так как ночи удлиняются, а «ночь создана для учебы». Кроме того, Талмуд рассказывает, что много лет назад пятнадцатого Ава «иерусалимские девушки выходили плясать в виноградники» и что «всякий, кто был неженат, шел туда», чтобы выбрать себе невесту.

И этот день Талмуд называет величайшим праздником года наряду с Йом-Кипуром, отоводя последнему почетное второе место!

На самом деле, пятнадцатое Ава не может не быть загадкой. Выпадая на полнолуние трагического месяца Ав, он является праздником грядущего Освобождения, и, следовательно, днем, чья суть по определению непознаваема для нас, пока еще не освобожденных...

1. Танцы девушек Иерусалима

Сказал рабби Шимон бен Гамлиэль: «Не было у народа Израиля более великих праздников, нежели 15 Ава и Йом-Кипур. В этот день дочери Иерусалима выходили... и танцевали в виноградниках. И что они говорили? Юноша, подними глаза и посмотри, кого ты выберешь!..» (Талмуд, тр. Таанит, 26б)

Талмуд затем перечисляет другие радостные события, случившиеся 15-го Ава:

2. Прекратилась смерть поколения Исхода

Через несколько месяцев после того, как народ Израиля был освобожден от египетского рабства, история разведчиков продемонстрировала неготовность евреев к завоеванию земли Ханаанской и превращению ее в Святую Землю. Всевышний постановил, что все это поколение вымрет в пустыне, и лишь их дети войдут вместо них в эту землю (как рассказывается в книге Чисел (Вайикра)). После 40 лет скитаний по пустыне вымирание наконец закончилось, и новое поколение евреев было готово войти в Святую Землю. Это было 15 Ава в 2487 году от сотворения мира (1274 г. до н.э.).

Пока люди этого обреченного поколения были еще живы, Б-г не общался с Моисеем в доброжелательной манере. Как только последний из этих людей умер, Всевышний снова с любовью стал обращаться к Моисею.

3. Стали разрешены браки между коленами Израиля

Чтобы обеспечить упорядоченное разделение Святой Земли между двенадцатью коленами Израиля, были введены ограничения на браки между представителями двух разных колен. Женщине, наследовавшей часть удела своего колена от своего отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена, чтобы ее детей не стали причиной передачи земли от одного колена к другому, унаследовав ее имущество. Это постановление было обязательным для поколения, которое завоевывало Святую Землю и расселялось в ней. Когда это ограничение было снято, 15-го Ава, это событие стало поводом для праздничника и радости.

4. Колену Биньямина было разрешено воссоединиться с общиной Израиля

В этот день колено Биньямина, отлученное за их поведение в инциденте с «наложницей в Гиве» было вновь принято в общину Израиля (как сказано в книге Судей, 19-21). Это произошло во времена Отниэля бен Кеназа, который правил народом Израиля в годы 2533—2573 от сотворения мира (1228—1188 г. до н.э.).

5. Ошея открыл дороги в Иерусалим

После разделения Святой Земли на два царства после смерти царя Соломона в 2964 году от сотворения мира (797 г. до н.э.), Иеровоам бен Нават, правитель мятежной северного царства Израиля, установил на дорогах заставы и запретил своим гражданам совершать трижды в год паломничество в Святой Храм в Иерусалиме, столице южного царства Иуды. Более 200 лет спустя Осия бен Ила, последний царь северного царства, наконец удалил их 15-го Ава в 3187 году от сотворения мира (574 г. до н.э.).

6. Были похоронены убитые защитники Бейтара

Крепость Бетар была последним оплотом восстания Бар Кохбы. Когда Бейтар пал 9-го Ава в 3893 году от сотворения мира (133 г.), Бар Кохба и тысячи других защитников крепости погибли. Римляне с большой жестокостью перебили оставшихся в живых и даже не позволили евреям похоронить трупы павших. Когда тела защитников Бейтара были наконец преданы погребению 15-го Ава в 3908 году от сотворения мира (148 г.), в память об этом в послетрапезную молитву было добавлено дополнительное благословение («Атов Вэаметив»).

7. “День ломки топоров”

Когда в Иерусалиме стоял Святой Храм, ежегодная заготовка дров для жертвенника завершалась к 15 Ава. Это событие отмечалось пиршеством и ликованием, во время которого преломляли топорища, что и дало название этому дню.

Р-н Янки Таубер

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий