Шавуот — Пятидесятница

Моисей получает на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями.

В 2448 году по еврейскому летосчислению, в первый день третьего месяца после исхода из Египта, сыны Израилевы пришли в Синайскую пустыню и раскинули лагерь у не высокой горы. Позади были недели странствий и чудес. Евреи все более ощущали близость Б-га. Их вера, укреплявшаяся с каждым днем, объединила миллионный народ.

Предание еврейской традиции так рассказывает о намерении Всевышнего дать Свой Закон народам. «Когда Всевышний пожелал дать Тору, не только к сынам Израилевым явился Он, но и ко всем народам. Вначале обратился Он к сынам Исава и спросил: «Принимаете ли вы Тору?» Сказали они Ему: «А что написано в ней?» – «Не убивай!» Сказали они перед Ним: «Мы не можем принять ее».

Тогда обратился Он к сынам Амона и Моава: «Вы принимаете Тору?» – «А что написано в ней?» – «Не прелюбодействуй!» И сказали они Ему: «Нет, мы не можем принять твою Тору».

Обратился Он и к сынам Исмаила, и опять спросили они: «Что написано в ней?» Сказал Он им: «Не воруй!» – «Нет, – ответили они Ему, – мы не хотим принимать такую Тору».

Не было народа, к которому бы Он не обращался, но напрасно. И только сыны Израилевы, не задавая вопросов, сказали: «Наасе венишма» – будем исполнять и слушать!».

Что же рассказывает нам Библия об этом событии?

« И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх.24:12-18)

У еврейского праздника Шавуот существуют три названия: Праздник бикурим, Ацерет и Праздник дарования Торы.

Шавуот буквально означает «недели», которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются пятидесятым днем после Песаха. В христианской традции этот праздник называют пятидесятницей. Другое объяснение основано на созвучии слова шавуот («недели») и швуот («клятвы»), ибо две клятвы связаны с этим днем:
— первая клятва, которую дал народ Израиля у горы Синай: «Наасэ венишма!» — «исполним» и «послушаем»;
— вторая клятва, которую дал Всевышний: никогда не заменять избранный Им народ Израиля другим народом.

Праздником бикурим («начаток») он называется потому, что когда евреи приходили в Храм, они приносили с собой «начаток урожая своей земли» — как выражение своей благодарности Всевышнему, Который дал им во владение землю Израиля и насыщает их ее плодами. Бикурим приносили только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, — пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников. Церемония принесения бикурим была весьма торжественной, и проходила она при большом стечении народа. Ремесленники Иерусалима прерывали работу, когда мимо проходила процессия людей, несущих бикурим, и вставали ей навстречу. А войдя во двор Храма, паломники отдавали бикурим свщенникам, читая при этом отрывок из Торы, который говорит об этой заповеди и о событиях, происшедших с народом Израиля, пока он не вступил во владение обещанной ему страной.

В Талмуде Шавуот называется, как правило, словом Ацерет – буквально «восьмой день». Шавуот является завершением праздника Песах — его восьмым днем, отстоящим от него на семь недель.

Четвертое название, «Праздник дарования Торы». По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. В средние века в еврейских общинах Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и давать им слизывать мед со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы «вкус Торы был сладок в их устах».

В христианской традиции именно на Шавуот было излияние Духа Святого (Руах а-Кодеш) на учеников Йешуа: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2:1-4)

Это было исполнением пророчества Иеремии: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой (Тору) во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.» (Иер. 31:33)

И, если на Синае Тора была дана Израилю в целом, то в Иерусалиме Тора была «вложена во внутренность» верующих и «записана» в их сердцах.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий