Тора для неевреев: непростые ответы на непростые вопросы

Тора

Пока евреям не была дарована Тора, взаимоотношения человека со Всевышним основывалось на Семи заповедях, которые сейчас мы называем Семью заповедями Бней Ноах, сыновей Ноаха (Ноя). Несмотря на то, что у евреев появилась обязанность соблюдать условия «синайского договора» со Всевышним, для остального человечества как была, так и осталась актуальной модель Семи заповедей. Нужно понимать, что Откровение Торы касается не только евреев, но и всего человечества.

Каждый человек, к какой бы этнической, социальной или любой другой группе он не принадлежал, нуждается в связи с Творцом. Здесь уместно привести поговорку: «свято место пусто не бывает», иначе говоря, где нет святости, появляется нечистота.

Всевышний в своем обращении к евреям подразумевал, что они являются частью огромного мира, и не должны «сидеть» на полученном Откровении, как собака на сене. Любой нееврей может стать праведным, и это не противоречит замыслу Творца.

Когда-то я обратился к моему учителю, раву Адину Эвен-Исраэлю (Штейнзальцу), с вопросом, почему евреи ничего не делают для разъяснения заповедей Ноаха. Рав объяснил, что тому препятствует ряд проблем. В первую очередь, современный еврейский мир сам переживает затяжной кризис, и у него нет какой-то общей идеи, которую можно было бы нести другим народам. Разобщенность евреев не дает возможности выступать от имени всего еврейского народа. Вторая проблема заключается в том, что сейчас нет ясного запроса от неевреев на получение знаний Откровения.

Между тем, Любавический Ребе М.М. Шнеерсон придерживался мнения, что уже настало время обращаться к нееврейскому миру.

Когда я был одесским раввином (1989—1998), ко мне обращались люди, которые, с одной стороны, не планировали становиться евреями, а с другой — хотели познать Всевышнего. А предложить им я ничего не мог – ну не в церковь же их направлять. Таким людям некуда было податься: нет ни источников, ни учителей, ни подобной общины.

Движение Бней Ноах может стать успешным лишь в том случае, если кто-то самоотверженно и бескорыстно возьмет на себя непростую миссию передачи знаний Откровения нуждающимся в них неевреям.

Некоторые раввины утверждают, что неевреи должны самостоятельно сформировать свою религию, а евреи — «консультировать» их, если это потребуется. Однако я думаю, что Откровение Б-га уже определило место каждого человека в этом мире, и нет необходимости создавать новую религию. Так же и понятие Бней Ноах не создано человеком, а описано в Торе.

Согласно еврейской традиции, наши праотцы обучались в йешивах, когда Тора еще не была дарована, то есть еще тогда существовало представление о Всевышнем, которое передавалось из поколения в поколение. С появлением Торы все эти знания были упорядочены, и к ним добавилось еще очень много нового. Однако Тора была дана еврейскому народу, а для всех остальных она была недоступна. Евреи же постоянно были сосредоточены на своих проблемах и не обращали внимание на других, а ведь рядом жили немало так называемых «богобоязненных» людей. В Римской империи, в частности, таких было порядка 3,5 млн., большинство из которых были вполне состоятельными гражданами. Они знали теоретическую базу иудаизма и, согласно Талмуду, даже приходили к еврейским мудрецам, чтобы получить ответы на волновавшие их мировоззренческие вопросы. Именно такие люди впоследствии стали «целевой аудиторией» христианства.

Христианство потому и превратилось из малочисленной еврейской секты в крупную мировую религию, что предоставило возможность таким «богобоязненным» чувствовать себя «своими», перестать ощущать давление со стороны «еврейской элитарности».

Нынешним ноахидам ни в коем случае не нужно создавать лайт-версию иудаизма, чтобы не прийти, в итоге, к неофитству или сектантству.

Главная проблема Бней Ноах заключается в том, что у них нет систематического образования, в отличие от евреев, которые могут его получить хотя бы теоретически. В таком случае начинать нужно с объяснения о том, как устроен наш мир, в чем его замысел, как Б-г творит его и т. п. Затем следует пояснить людям, что существование Б-га обязывает их к определенному поведению, и что у человека есть выбор, либо соответствовать замыслу Творца, либо препятствовать его реализации. То есть нужно определиться со своей позицией.

Когда человек поймет устройство мира и свое положение в нем, то он захочет иметь свои личные взаимоотношения с Творцом. Ему будет важно разобраться с тем, как ему себя вести, что делать и т. д.

Для Бней Ноах важно начать изучать Письменную Тору и Каббалу, как духовное устройство мироздания и отношений его с Творцом. Все это должно преподаваться в специальных йешивах для Бней Ноах, где будут составлены соответствующие учебные материалы с письменными источниками. Причем эти знания должны быть рассчитаны на взрослых людей.

Современный мир очень динамичен. Сейчас все исторические процессы происходят в короткие сроки, быстрее, чем было ранее. Огромное количество лишней информации препятствует получению знаний. Кроме того, нынешнее время является переломным и кризисным. Во всем мире творится хаос. Практически не осталось такого сегмента, где было бы все в порядке, в том числе в идеологии какой-либо культуры. Мы стоим на пороге серьезных изменений.

Не было бы кризиса, не нужно было бы поднимать тему ноахидов. Но в этом и весь смысл – значит, таков замысел Творца. Значит, мироздание подходит к завершению некоего этапа, чтобы начать новый, иной. Поэтому, пока есть время, его нужно провести с максимальной пользой, чтобы успеть сделать важные и полезные вещи.

Р-н Ишайя Гиссер

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий