Трактат «Бати Легани», 5710 (1950) г

3

На основе вышесказанного мы можем понять, почему Скиния (Переносной Храм)в пустыне была сделана именно из кедра. Как было сказано ранее, служение в Скинии превращало тьму в Свет посредством жертвоприношений (и особенно с помощью воскурения благовоний). Это преобразование раскрывало высшие уровни Б-жественного Света не только в Храме, но и во всем Мире. [На это преобразование намекает также слово шиттим ("кедр"), как это будет (далее) объяснено; поэтому кедры и были использованы при строительстве Скинии]. Слово — шиттим содержит корень шита («отклонение»). Отклонение в любом направлении от общепринятого «среднего пути» называется — шита. Также и слово «глупость, безумие» — штут, имеет тот же корень; эти два понятия связаны между собой. Безумие — это отклонение от пути знания и мудрости. Знание и мудрость предписывают «средний путь», и любое отклонение от него называется безумием. Есть безумие, происходящее от сил, противоположных Святости. Поэтому, когда Тора описывает законы о прелюбодеянии в стихе: «если совратится жена человека...», употребляется (слово), производное от «шита», т.к. прелюбодеяние, как комментирует Раши, есть отклонение от пути целомудрия. Одно из мест [на пути евреев во время Исхода из Египта, где они совершили грехи идолопоклонства и разврата], называлось Шиттим. [Это еще один пример безумия, происходящего от сил, противоположных Святости. Это понятие развивается далее в Талмуде].

Наши мудрецы учат, что человек не грешит, пока дух безумия не входит в него. Этот дух безумия происходит от нечестивости — сил, противоположных Святости, и скрывает правду. Правда состоит в том, что Святость — это истина, и Святость — это жизнь, как говорится в стихе: «Всевышний Б-г истинный и Б-г живой». Любой грех отделяет нас от Б-га, отделяет от жизни и правды. Отсюда можно сделать вывод — человек способен грешить, т.е. отделить себя от Света и Правды в тот единственный момент, когда его разумом овладевает дух безумия. Поэтому Йецер Ара, злое начало, [сила, склоняющая человека к греху], называется «старый, глупый царь». По подобным же причинам, каббалисты называют это «скорлупой» (клипа) — [ибо так же, как скорлупа скрывает плод], так и зло, дух безумия, прячет правду, скрывает Б-жественный Свет и Откровение. [Если бы не это явление, человек никогда бы не грешил. Действительно, закономерен вопрос]: «Как может еврей грешить, если он понимает, что Святость есть жизнь и правда?» [Единственная причина греха состоит в том, что грешник не осознает серьезности своих поступков]. Он не чувствует, что из-за этого греха он отделяется от Б-га. Ему кажется, что он все еще в еврействе. Если бы в момент совершения греха он сознавал, что отделяется от Святости, — то ни за что не стал бы грешить.

Напротив, ни один еврей не может и не хочет быть отделенным от Б-га. Доказательство этому — поведение еврея, когда его просят или заставляют отречься от своей веры. Большинство евреев, даже те, которые не соблюдают законы Торы, даже наиболее легкомысленные и самые отъявленные грешники Израиля, — рискуют жизнью, соглашаются на страдания и боль, способны отдать свои жизни за освящение имени Б-га, когда им посылается такое испытание. Почему? Потому что именно тогда они и понимают, и чувствуют, что это отделит их от Б-га. Ни один еврей не может и не хочет быть отделенным от Б-га Израиля.

Однако, при совершении многих других грехов большинство людей не сознают и не чувствуют разделения, происходящего между ними и Б-гом. Несмотря на совершенный грех, они продолжают ощущать себя все еще в рамках еврейства. Это ложное ощущение происходит от духа безумия, описанного ранее. Единственная возможность для человека согрешить возникает тогда, когда этот дух перекрывает Свет и раскрытие Шхины до такой степени, что они уже более не ощущаются. Дух безумия приводит к потере чувствительности. Сила физических вожделений и жгучее возбужденное желание разрушают восприимчивость человека к духовным вещам и парализуют его способность осознать их. Человек может так запутаться в своих страстях и настолько возбудиться, что его чувство духовного может стать скрытым (от него самого), и его восприятие настолько притупляется, что он уже более не чувствует удовольствия, радости и ценности выполнения Заповедей. Таким же образом он становится нечувствительным к тому состоянию (духовного) упадка, — отделенности от Б-га, — которое вызвали его грехи. Вот таким образом животная душа закрывает и затуманивает Свет Б-жественной души.

Природа Б-жественной души — это Святость. [Это утверждение касается даже самых низших уровней души, но особенно - ее Сущности], уникальной Б-жественной искры, связанной с телом конкретного человека. [Из-за своей Б-жественной природы] душа любит все проявления Святости и отвергает все, что противоречит Святости. Она избегает всего, что противоположно Святости, также, как человек бежит от опасности или от смерти. Действительно, для человека духовная смерть значительно более страшна, чем физическая. Единственное желание души — соединиться с Б-гом и сделать все окружающее сосудами для Святости. Действую вопреки Святости, неочищенная и материальная природа живой души скрывает и парализует эти духовные чувства.

Говоря проще, неконтролируемые мирские наслаждения притупляют восприимчивость человека к Святости. (Это подчеркивается сходством родственных слов «олам» — мир, и «элем», означающего «сокрытый»). [Позволяя мирским наслаждениям овладеть собой], человек приходит к тому, что совершенно противоположно Б-жественной цели творения. Мир был сотворен, чтобы и в нижних мирах создать Обитель Б-гу. Это достигается подчинением и преобразованием человеком своей физической природы. Человек послан в мир, чтобы возвысить и очистить его. Вместо этого может произойти нечто обратное, если человек становится грубым (в духовном смысле), ориентированным на материальное, и закрывает тем самым Свет Правды. Постепенно он утрачивает последний интерес к духовному.

Такое поведение диктуется животной душой. Животная душа стремится к мирским соблазнам. Это ее природа. Это то, что ее возбуждает. Это то, о чем она с радостью «думает и говорит». Купаясь в мирских желаниях, человек парализует восприимчивость души к Святости. Это состояние вызывается холодностью животной души, ее врожденной бесчувственностью к духовному. Так уж устроена животная душа. Даже ее название животная — говорит само за себя. Все ее устремления направлены на вещи, по природе своей животные.

[Иногда] встречаются люди, [которыми управляет их животная душа; люди], которые при полном незнании Торы и отсутствии положительных качеств, ведут себя просто как животные. Они высмеивают и буквально топчут ногами духовные ценности, которых они не понимают. Подобно дикому животному, которое растаптывает все подряд, не отдавая себе отчета в ценности того, что оно топчет, не зная, наступает ли оно на землю, на растения или на людей, они высмеивают Тору и Заповеди. Это происходит от отсутствия у них восприимчивости, подобно тому, как у животного отсутствует знание. [К их числу можно отнести и тех (людей), которые выбирают более легкий путь; они решают следовать одной Заповеди, но не считают нужным при этом соблюдать другую]. Их поведение происходит от дерзости и бесчувственности животной души и духа безумия. Они могут до такой степени закрыть Свет Истины, что человек станет грешить (т.е. совершать поступки) прямо противоположные Б-жественному плану Творения. Б-г хотел, чтобы Мир очистился, стал сосудом для (Света) Его Присутствия. В противном случае, Мир не только не совершенствуется и не очищается, но и становится инструментом сокрытия Света Истины. Таким образом, дух безумия животной души приводит к сокрытию Правды.

Краткое содержание: Глава объясняет понятие « духа безумия», показывает, как сильные желания животной души скрывают Правду и притупляют восприятие человеком Святости. Важность и ценность Заповедей и опасность отдаления от них.

4

Хотя, как отмечалось выше, мир скрывает Святость, т.е. животная душа, дух безумия закрывают и затуманивают Свет и правду Б-жественной души, тем не менее, это сокрытие действует только на эмоциональные атрибуты Б-жественной души, а не на ее Сущность. [Сущность Б-жественной души не может быть затронута духом безумия].

[Метафора, используемая в Торе для описания души, объясняет, почему эмоциональные функции души могут быть затронуты, а Сущность - нет]. «Яаков — вервь наследия Его». Связь еврея с Б-гом уподоблена верви, сплетенной из 613 нитей. Связующие нити (вервь) — это одна душа, т.е. душа, соединяющая еврея с Б-гом. Как объясняется в Тании, душа состоит из 613 сил (нитей). Эта метафора может быть понята лучше, если привлечь к рассмотрению высказывание наших Мудрецов: «Каждый человек обязан говорить: — Мир создан ради меня». Слово «олам», обозначающее «мир», имеет тот же корень, что и «сокрытие». Мир прячет и скрывает Святость. Смысл утверждения наших Мудрецов в том, что каждый человек должен понять: сотворение Мира, т.е. сокрытие Света, было совершено для него, и человек должен очищать и возвышать этот Мир.

[Поэтому Вселенная имеет структуру, являющуюся макрокосмом человека]. У человека 248 органов и 365 жил (итого 613). Этой структуре есть аналоги во Вселенной и во всех духовных мирах. [Поскольку задача души - соединять тело и окружающее человека со Святостью], то душа также имеет 613 сил, от которых зависят 613 Заповедей. [Эти 613 сил есть 613 нитей] «связующей верви», соединяющей человека с Б-гом, и устанавливающей их единство. Начало «верви» привязано «вверху», а конец — «внизу», [соединяя "верх" с "низом"]. Так, «вервь» души верхним концом «прикрепляется» к Б-гу, — в каббалистических терминах последняя буква — эй Собственного Имени Б-га, состоящего из четырех букв (Тетрограмматона), соединяется с первыми тремя буквами, — а другой конец « привязан внизу». Это относится к Свету души, которая находится внутри тела и оживляет его. С помощью этого объяснения становится понятен вышеприведенный стих: «Яаков — вервь наследия Его». При помощи «связующей верви» даже души, находящиеся на самых низких уровнях, подобно пяткам у человека, неразрывно связаны с Сущностью Б-га. Образно говоря, еврейские души — наследие Всевышнего. И эта связь нерушима и вечна.

Грех отрицания Б-га или другой большой грех, который приводит к наказанию карет (отсечение души от ее Источника), — затрагивает саму сущность этой связи! Как сказано, «Грехи отделяют вас от вашего Б-га», т.е. от вашей Б-жественной души. Сущность же души воистину Б-жественна и ничто не может ее сокрыть. Поэтому, когда силы, угрожающие сущности этой связи, «подымают голову», душа реагирует очень активно, отстаивая свое еврейство. Как уже было сказано, ни один еврей не может, да и не хочет быть оторванным от Б-га. Поскольку большие грехи воздействуют на самую суть связи человека со Всевышним, чувствительность еврея пробуждается; но другие грехи, не столь тяжкие, не затрагивают «связующей верви» — не вызывают чувства опасности. Преступая одну из Б-жественных Заповедей, будь то предписывающая заповедь или запрет, человек обрывает одну из нитей «верви» и ослабляет всю связь в целом. Однако, поскольку рвутся только отдельные пряди, а соединение в принципе остается, человек не чувствует последствий так остро.

В результате, эмоции животной души закрывают и скрывают эмоции Б-жественной души до такой степени, что человек перестает чувствовать Б-жественный Свет и его живительную силу. Таким способом они (эмоции животной души) могут довести человека до большего греха. Дух безумия заслоняет Свет Правды. Человек может потерять способность воспринимать духовное, опускаясь все ниже и ниже, до тех пор, пока он не нарушит главные запреты Торы. Все это происходит из-за духа безумия, как объясняется выше.

Краткое содержание: Глава рассказывает о том, что дух безумия может закрывать эмоции Б-жественной души, но не ее суть и не ее принципиальную связь с Б-гом.

5

Так же, как человек может отклонится от среднего пути, опустившись до самого низкого уровня разума (т.е. до уровня животного), точно также он может «возвыситься» над мудростью и знанием. Такое отклонение от среднего пути также называется безумием, «безумием Святости».

Талмуд приводит пример подобного отклонения: «На свадьбах Рабби Йеуда бар Илай обычно танцевал, размахивая миртовой веточкой перед невестой. Рав Шмуэль Бар Рав Ицхак танцевал, жонглируя тремя веточками. Рав Зейра упрекнул его, говоря, что такое поведение не к лицу столь уважаемому знатоку Торы. Когда он (р. Шмуель Бар Рав Ицхак) вернул душу Создателю, вспыхнул столб пламени, отделивший его от окружающих.» Тогда Рав Зейра понял, что его упрек был необоснован. В Талмуде приводятся три версии оправдания Рав Зейра поведения Рав Шмуеля. Помогли ему: первое — его палочка (т.е. веточка мирта, с которой он танцевал — комментарий Раши), второе — его «легкомысленное поведение» (когда он танцевал, он веселился — комментарий Раши), третье — его образ действий (его манера держаться — комментарий Раши). Такое «безумие» превосходит знание и является высочайшим уровнем, выходящим за рамки естественного.

[Почему Мудрецы себя так вели на свадьбах? Талмуд утверждает]: «Когда муж и жена того заслуживают, Шхина обитает меж ними», и далее объясняет: слово «иш» — «человек» может быть разбито на: «эш» (что значит «огонь») и букву йуд. Слово «иша» — «женщина» — состоит из «эш» и буквы эй. Буквы йуд и эй составляют имя Б-га. Поэтому брачный союз называется «вечным строением». По этой причине радость мудреца (Рав Шмуэля) не могла уместиться в рамках этикета и строгой благопристойности. Соответственно и награда, которую он получил — столб огня, — была также высокого уровня (наглядное проявление Святости).

[Объяснение такого "безумия в Святости", такого образа поведения, лежит в утверждении]: «Свет Эйн Соф не может быть охвачен разумом». Суть Б-га несравненно выше человеческого ума. Существует много тонких и абстрактных духовных уровней, которые могут быть охвачены мыслью, но то, что за пределами разума, нельзя постичь даже величайшим интеллектом. Тания выражает эту мысль следующими словами: «Но что касается Всевышнего — Он за пределами разума и знания и не может быть постигнут». В Его присутствии все люди — невежды, как написано: «Я невеждой был и не знал. Скотом я был перед Тобой», т.е., образно говоря, — потому, что я невежда и животное — я всегда с Тобой. Чтобы приблизиться к Сути Б-га, человек должен полностью отрешиться от своих желаний. [Поскольку этот уровень за пределами логики и осмысленного постижения], мы можем называть его безумием.

[Подобная мысль упоминается во 2-й Книге Млахим (Царей)], где пророков называют"безумцами". Как написано: «Зачем пришел этот безумец?» Используется именно этот термин, т.к. во время Откровения пророк как бы отрывается от земных реалий, достигает высочайшей степени самоотречения, выходит за пределы данного человеку разума и [только тогда он может стать "сосудом" для пророчества]. Не случайно в моменты Откровения пророки срывали с себя одежды, как сообщает о царе Шауле стих: «И снял он одежды свои, и пророчествовал». [Снятие одежд символизировало высокий духовный уровень]. Одежда появилась только в результате греха Древа Познания (Добра и Зла). До греха, как говорит Тора, «и они оба были наги и не стыдились». [До греха человек инстинктивно поступал правильно. После грехопадения он "познал Добро и Зло",его мысли смешались (под воздействием этих двух сил). Возникла необходимость отличать Добро от Зла]. Только после того, как появилось чувство стыда, порожденное грехом [следует подчеркнуть, что в основе греха заложено чувство смешения Добро и Зла], Адам и Хава облачились в одежды. В конечном счете, источником этого чувства [является сам человек], стыд — продукт его интеллекта и эмоций. Пророчество требует полного отречения от своего «я». Рамбам утверждает: «Одним из фундаментальных постулатов веры является знание того, что Б-г дарует человеку пророчество. Пророчество дается только мудрому человеку, который храбр, который превозмогает свои желания, который не позволяет своим желаниям править собой». Чтобы достигнуть (уровня) пророчества, нужно сбросить свои собственные сознание и чувства. Поэтому пророк во время Откровения снимал с себя одежды и мог показаться окружающим «безумцем».

Вышеприведенное описывает уровень «безумия в Святости». Такое «безумие»также является отклонением от среднего пути; однако, оно (возвышается) над рамками интеллекта, а не (опускается) ниже его. [Усвоив это], мы можем понять, почему Святилище было сделано из кедров (шиттим). Как указывалось ранее, цель служения в Святилище состояла в преобразовании тьмы в Свет до такой степени, чтобы сама тьма «засияла»; в данном случае — в преобразовании духа безумия в «безумие Святости».

С помощью этого мы можем понять утверждение: «И пусть сделают Мне Святилище, и Я пребуду среди них», т.е. «в каждом индивидууме». Работа каждого человека по его личному очищению, приводящая к преобразованию тьмы в Свет, его усилия по превращению подсознательного в надсознательное, открывает «храм» в душе человека.

На практике человек, как водится в мире, совершает поступки не задумываясь, зачастую только потому, что все так делают. По существу он руководствуется законами и неизменными правилами, принятыми в мире. Например, время еды и сна, как это принято у многих, подчиняется определенному режиму. Даже если дела отнимают много времени и требуют срочного вмешательства, человек ест и спит в большинстве случаев в одно и то же время. Напротив — время для занятий Торой и молитвы некоторыми передвигается, откладывается и в конце концов отбрасывается совсем. Если человек задается вопросом о правильности такого поведения — помня при этом, что продолжительность жизни не в его власти; как говорит Мидраш:"Человек не может сказать ангелу смерти: — Подожди, пока я подведу итоги и наведу порядок у себя в хозяйстве...", — он придет к естественному выводу: «Как можно растрачивать энергию своей души на бесполезные вещи (и полностью забывать главное — цель прихода души в этот мир)?» Человеку необходимо осознать, что такое возможно только под воздействием духа безумия, скрывающего правду. Человек должен преобразовать безумие этого мира. Поняв это, человек установит время для занятий Торой и тогда — «Я пребуду в Храме», — Б-жественный Свет воссияет в его душе. «Когда он подчинит себе Ситра Ахара...», когда безумие животной души и возбуждение от мирских удовольствий превратятся в Святость при помощи Торы и Заповедей, тогда «Слава Б-га будет явлена», и во всех мирах воссияет трансцендентный Свет — Ор Совев.

Краткое содержание: Глава объясняет, существует «безумие», превосходящее разум и знание Святости, а также необходимость отречения от чувств, интеллекта и эмоций во время пророчества. Скиния была построена из кедровых бревен шиттим, чтобы показать, что «безумие», противопоставленное Святости, может быть преобразовано в «безумие Святости». И это зависит от служения каждого человека в отдельности.

Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, VI-й Любавический Ребе

(перевод chassidus.ru)

 

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий