Трактат «Бати Легани»

Тора

Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон,
VI-й Любавический Ребе

1

«Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста». [Мидраш поясняет, что Шир Аширим (Песнь Несней) не следует понимать только буквально; это метафорическое описание отношений между Б-гом и Его невестой - еврейским народом.

Приведенный выше стих относится, в частности, к периоду завершения строительства Храма, когда Шхина (Б-жественное Присутствие) пришла в Свой сад - ибо именно тогда Шхина, в течение некоторого времени пребывавшая в удалении, снова была явлена в нашем мире. Ниже обсуждается древнееврейское слово, означающее "в сад Мой".] Мидраш Рабба (по поводу этого стиха) отмечает, что вместо слова Лэган [которое означало бы "в сад"] здесь употреблено слово Лэгани[что означает "в сад Мой"], подразумевающее Лэгинуни [т.е. "в Мои свадебные покои". Ибо, как разъясняется в комментариях к Мидрашу, эта притяжательная форма подразумевает уединенное место - например, покои, в которых достигается духовное соединение жениха и невесты. Тем самым Б-жественное Присутствие говорит]: «Я пришел в Свои свадебные покои — в то место, где изначально была явлена Моя Сущность».

Развивая эту трактовку, Мидраш продолжает: «В начале Творения Сущность Шхины была созерцаема в низшем мире. Однако, вследствие греха Древа Познания, [нарушившего гармонию вселенной], Шхина покинула Землю и поднялась в небесные сферы. Из-за греха Каина, а потом Эноша, Шхина еще более отдалилась от этого мира, поднявшись с первой небесной сферы на вторую, а потом и на третью. Затем грехи поколения Потопа вынудили ее подняться с третьей сферы на четвертую, и т.д. Мидраш объясняет, что указание на последовательное удаление явленного Б-жественного Присутствия содержится в стихе „и слышали они (Адам и Хава) голос Б-га Всемогущего, проходящего по саду“. Как комментирует Рабби Абба, обычно для выражения понятия „проходящий“ используется слово „мэалэх“. Однако в данном случае употреблено слово „митъалэх“, что указывает на „скачкообразность“ движения Шхины. Далее в Мидраше говорится, что [после семи грехов, вызвавших удаление находившейся в нашем низшем мире Шхины на семь духовных ступеней,] — в этот мир пришли семь праведников, которые снова вернули Шхину на Землю. Благодаря заслугам Авраама Шхина вернулась с седьмой небесной сферы на шестую, благодаря заслугам Ицхака — с шестой на пятую, и т.д., до тех пор, пока Моше, седьмой из праведников (а как утверждает Мидраш, „все седьмые — любимы“ ), завершил возвращение Шхины на Землю. Основное проявление Шхины было в Храме, согласно изречению Торы: „И пусть сделают мне Святилище, и Я пребуду среди них“ (букв. „в них“). [Стих намекает, что Б-жественное присутствие не ограничено только физическим храмом, но обнаруживается и в сердце каждого еврея. Ибо выражение "среди них" употреблено во множественном числе, подчеркивая этим, что существует более чем одно святилище; т.е. у каждого еврея есть возможность стать "храмом" для Шхины].

Это объяснение, [что каждый индивидуум может стать "храмом"], помогает понять смысл стиха: „Праведные унаследуют Землю и будут вечно пребывать на ней“. Праведные унаследуют Землю — т.е. Ган Эден (Рай), — т.к. они вызывают на ней Обитание (т.е. привлечение и раскрытие) „Того, Кто живет вечно, Кто Величествен и Свят“, — в этом физическом мире. [Как аллюзию на проявление Шхины в Храме и особенно на проявление каждым индивидуумом Святости в его "личном храме", мы можем понять трактовку стиха] „Я пришел в сад Мой“ как „Я пришел в Мои свадебные покои“, т.е. Шхина вернулась на свое первоначальное место пребывания, в нижние миры, где в начале творения пребывала Ее Сущность.

[Эту мысль можно развить дальше]. Основная цель создания миров (духовного и физического) кроется в желании Всевышнего иметь Свою Обитель в низшем мире, т.е. в том, чтобы служение человека по покорению своей физической природы раскрыло явно присутствие Б-га даже на этом материальном уровне. Душа нисходит с духовных высот и облекается в физическое тело с животными страстями, которые скрывают и заслоняют Свет души, — но, несмотря на это, Б-жественная душа путем изучения Торы и соблюдения Заповедей очищает и возвышает тело, животную душу и участь человека в этом мире.

[С помощью вышеприведенного объяснения можно прочувствовать трактовку]стиха „И пусть сделают Мне Святилище, и Я пребуду среди них“, т.е. в каждом в отдельности, [в сердце (в личном "храме") каждого еврея]. И это достигается усилиями человека, подчиняющего и преобразующего свою природную душу. Когда будет подавлена Ситра Ахара („Обратная Сторона“ — каббалистическое название сил, противоположных Святости), Слава Всевышнего раскроется во всех мирах. [Зогар употребляет] выражение „во всех мирах“, т.к. желает описать уровень Б-жественного Света, который в равной мере сияет во всех мирах, или,[выражаясь языком Каббалы], — Свет, Окружающий Все Миры (Ор Совев). [Этот свет - уникален]. Существует множество уровней духовных миров. Основная разница между ними состоит в степени проявления Б-жественного Света. В высших сферах проявление Света — очевидно, а в низших — не столь очевидно. На некоторых уровнях оно завуалировано или даже полностью скрыто.

Мидраш описывает эти различные уровни в своем комментарии на стих: „Рука Моя основала Землю, а Десница Моя распростерла Небеса“. Далее Мидраш разъясняет: „Он простер Свою правую руку и сотворил Небеса. Он простер Свою левую руку и сотворил Землю“. Мидраш уточняет, что „правая рука“ Б-га соответствует большему проявлению Света и более явному его раскрытию. На Небесах, в высших сферах , Свет более интенсивен и раскрывается явно. Однако Земля — (подразумеваются низшие сферы), — была сотворена „левой рукой“ Б-га, поэтому здесь Свет проявляется слабее, да и тот, что проявляется, сокрыт и спрятан. [Эту идею можно осознать более полно, поняв] различия между четырьмя духовными мирами, описанными в стихе „Все, что наречено именем Моим, во славу Мою, Я создал его (бератив), Я образовал его (йецартив) и Я же сотворил его (аситив)“. Стих упоминает четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Асия — и указывает на различия между ними. [Мир Ацилут не может существовать независимо. Скорее он лишь Эманация Б-жественного Света]. Те Б-жественные Эманации, которые по причине совершеннейшей трансцендентности природы своего Источника не могли быть проявлены в Нем, находят свое выражение в Ацилут. Слово Ацилут содержит в себе два понятия: 1) близкий, смежный, и 2) отделенный, обособленный. [Только объединив и осознав оба эти понятия, можно понять уникальную природу Ацилута]. С одной стороны, он отделен и уже называется „миром“, с другой — еще близок Создателю, и, следовательно, подвержен воздействию Эйн Соф — Бесконечного Б-жественного Света. В этом отличие мира Брия от Ацилут, так как Брия — начало Творения из небытия. Ацилут является уникальным и единым миром. Вышеприведенный стих и описывает его словами „Имя Мое, Слава Моя“, т.е. еще в полном единстве с Б-жественной Сущностью. Б-жественный Свет в нем раскрывается явно. В остальных же трех мирах — Брия, Йецира и Асия — проявление Б-жественного Света не столь явно. [Эти три мира, даже Брия - высший из них, (как бы) независимы от своего Источника]. Ни в одном из этих миров интенсивность Б-жественного Света не может сравниться с Ацилут. Между этими тремя мирами существуют фундаментальные различия. Каждый мир получает свою долю Света. Поэтому они и называются отдельными мирами: мир Брия, мир Йецира, мир Асия.

[Есть один общий принцип ,присущий всему процессу раскрытия Б-жественного Света. Доля Б-жественного Света, сияющего в каждом мире, соответствует степени духовной утонченности этого мира. Однако, этот принцип применим только по отношению] к Б-жественному Свету, который приносит жизненную энергию в мир в аспекте Свет, Заполняющий Все Миры (Ор Мэмалэй). Существует и другое проявление Б-жественного Света, которое не имеет отношения к конкретным ограничениям того или иного мира. Этот Свет облекает все миры и сияет в каждом из них одинаково. [Каббала называет] этот Свет „Ор Совев Кол Алмин“ (Свет, Окружающий Все Миры).

Раскрытие этого Света происходит посредством работы человека по самосовершенствованию, через подчинение и преобразование своей материальной природы. [Как утверждается в вышеприведенной цитате из Зогара], „когда Ситра Ахара будет подавлена, когда еврей покорит силы, противоположные Святости, когда тьма преобразится в Свет, тогда раскроется также и в физическом мире Свет Бесконечного, Свет, равно сияющий во всех мирах“. [В Коэлет есть стих: "И увидел Я преимущество мудрости над безумием, (оно) такое же, как преимущество света над тьмою". "Над тьмою" можно перевести и как "из тьмы". Объяснить этот стих можно следующим образом: преимущество Света приходит через преобразование тьмы в Свет]. [Зогар продолжает]: „Тогда Слава Б-га распространится настолько, что будет видна даже в низших мирах“. Будет раскрыт тот уровень Света (Ор Совев), который сияет во всех мирах одинаково: внизу также, как и вверху. Учитывая сказанное выше, мы можем понять ранее упомянутую интерпретацию стиха „И пусть сделают Мне Святилище, и Я пребуду среди них“, т.е. в каждом еврее. Каждый еврей, покоряя свою физическую природу и преобразуя тьму в Свет, способствует раскрытию Света Бесконечного, — Б-жественной Славы», Света, Окружающего Все Миры.

Краткое содержание: Сущность Шхины была явлена в нижних мирах. Глава разъясняет, что цель создания миров — желание Творца иметь Обитель в нижних мирах, т.е. на Земле. Это достигается усилиями человека, подчиняющего и преобразующего свою животную душу. С помощью этой работы человек раскрывает и вносит в мир Свет Ор Совев, равно сияющий во всех мирах.

2

Служение в Скинии и в Храме было направлено на самосовершенствование — подчинение человеком своей физической природы, которое приводило к преобразованию тьмы в Свет, поэтому одним из видов служения в Храме было жертвоприношение. Принесение жертвы было не просто физическим актом, но и духовным. И тот факт, что в нем с пением и музыкой участвовали коэны и левиты, указывает на то, что основная цель жертвоприношения — воздействие на душу человека.

В сфере личного служения Б-гу идея жертвоприношения нашла выражение в словах: «Человек, который принесет из вас жертву Б-гу из животного, из крупного скота, и т.д.». Порядок слов в этом стихе должен бы быть: «Человек из вас, который принесет...» Необычный порядок слов показывает намерение стиха не только описать детали жертвоприношения, но и объяснить фундаментальный принцип, необходимый для понимания духовной работы, совершаемой при жертвоприношении. Жертвоприношение («карбан») этимологически связано с корнем «карев», означающим «приближение». Жертвоприношение было духовной работой, поднимающей силы души к Б-гу. То, что слова в вышеприведенном стихе переставлены, позволяет интерпретировать его следующим образом: «Если человек хочет принести жертву», т.е. если он хочет приблизиться к Б-гу, то это — «зависит от вас», — [ответственность и возможность связи и приближения каждого индивидуума к Святости зависят от самого человека].

Даже если человек хорошо знает себя, осознает свою ничтожность, понимает, до какой степени он загрязнил свою душу неподобающими деяниями и что эти деяния полностью отдалили его от Б-га, даже и тогда человек не должен отчаиваться и спрашивать: «Могу ли я приблизиться к Б-гу?» Скорее, ему нужно понять, что приближение к Б-гу — зависит «от вас», т.е. от него самого. Каждый еврей обязан спросить себя: — «Когда же мои деяния достигнут уровня деяний праотцев Авраама, Ицхака, и Якова?». Этому нет никаких ограничений. Ничто не может помешать еврею достичь духовных высот, приблизиться к Б-гу. «Всевышний не предъявляет к своим созданиям чрезмерных требований». Он открывается и освещает путь каждому в соответствии с его возможностями. Как сказано в Мидраше: «Когда Я прошу от человека что-либо, то не требую при этом невозможного, сверхъестественного. Однако, каждый человек должен служить в полную меру своих личных возможностей». Каждый в силах и каждому дано возвыситься и достичь высокого уровня в служении Б-гу. Это объясняет смысл стиха: «Человек, который принесет жертву из вас», — что подчеркивает близость человека Б-гу и связь с Ним. «Из вас» — указывает на участие самого человека.

[Более того, словосочетание "из вас" подразумевает и другое]. Принесение животного в жертву — «из вас», следует понимать: из животного внутри вас, ваших животных душ. Стих продолжается: «из быков и из овец» — [это образы разных уровней животной души], ибо каждый индивидуум имеет свою личную задачу по самосовершенствованию. Одному нужно принести в жертву быка, так как его огрубевшая животная душа может быть уподоблена бодливому быку, другому- только овцу, т.е. его животная душа более покладистая; все еще животная, но более покладистая. [Все эти разные уровни и их соответствия в личном служении обсуждаются в "Трактате о Молитве" Рабби Шолом Дов Бера, пятого Любавического Ребе]. Заключительные слова стиха: «пусть они принесут свои жертвы», т.е. каждый должен принести собственную жертву, так как у каждого свой уникальный путь самосовершенствования.

Жертвоприношение в Храме совершалось на алтаре. Талмуд рассказывает, что огонь на алтаре, сжигавший жертвы [был не обычным, а Небесным Огнем], он «был подобен льву, припавшему к земле перед прыжком»; как говорит Зогар: «Лев сжирает жертвы». [В дни царя Соломона этот огонь низошел прямо с Небес]. Этот Небесный Огонь, Пламя Б-жественной души, горит в сердце каждого еврея, как сказано в стихе: «Угли ее — угли пламенные, Огонь Б-га». В Мидраш Рабба (в Ялкуте) говорится: как Небесное Пламя не может испарить воду или быть погашено водой, так невозможно погасить огонь любви к Б-гу в сердце еврея. Как сказано: «Многие воды не могут погасить любовь, и реки не зальют ее». Термин «многие воды» в хасидизме интерпретируется как заботы о заработке и другие хлопоты, которые могут помешать работе человека по изучению Торы и соблюдению Заповедей. Тем не менее, «реки не зальют ее»: как нельзя погасить Небесный Огонь, так нет трудностей и проблем, способных погасить Небесный Огонь любви к Б-гу в душе еврея. [Как жертва на алтаре сжигалась Б-жественным Огнем, так и в сфере служения души] жертва, животная душа человека, должна быть «поглощена» его собственным Б-жественным Огнем. Другими словами, животную душу надо приучить любить Святость. Как сказано: «Люби Б-га Всемогущего твоего всем сердцем твоим» — (лэвавеха). [Обычно для понятия "твое сердце" используется (либха); вместо этого, в Торе использовано (лэвавеха). Удвоение буквы (вейт) Талмудом трактуется как] «всеми твоими сердцами, обеими наклонностями (твоей души)», чтобы не только Б-жественная душа, но и животная душа возлюбила Б-га. Животная душа по природе своей не имеет знания и чувства Святости. Однако, благодаря связи с Б-жественной душой посредством медитации, животная душа также начинает постигать [духовность] и признавать важность Святости.

[Процесс продолжается до стадии], когда животная душа становится «жертвоприношением». Ее животная природа преобразуется и поглощается огнем Б-жественной души, [так же как жертва в Храме поглощалась огнем на алтаре]."Много урожаев можно собрать с помощью силы быка". [Так животная душа посвящает свой силы служению Б-гу. И с помощью этого служения] «пусть сделают Мне Святилище, и Я пребуду среди них», — внутри каждого из них. [Одной из целей жертвоприношения в Храме было совершенствование мира]. Приношение жертв приводило к совершенствованию и возвышению Б-жественных искр, содержащихся в минеральных, растительных и животных элементах. Аналогично духовное служение, связанное с жертвоприношениями. Оно совершенствует животную душу и превращает тьму в Свет. Это достигается работой по подчинению своей животной души, что приводит к ее преобразованию. Тогда, говорит Зогар, «когда будет покорена Ситра Ахара, тогда во всех мирах воссияет Слава Б-га, Свет, Окружающий миры».

Краткое содержание: Проводится параллель между жертвоприношением в Храме и индивидуальной работой по самосовершенствованию. Подчеркивается, что приближение к Б-гу зависит от самого человека. Описывается Небесный Огонь, т.е. любовь Б-жественной души, и как им пользоваться, чтобы животную душу также научить любить Святость.

3

На основе вышесказанного мы можем понять, почему Скиния (Переносной Храм)в пустыне была сделана именно из кедра. Как было сказано ранее, служение в Скинии превращало тьму в Свет посредством жертвоприношений (и особенно с помощью воскурения благовоний). Это преобразование раскрывало высшие уровни Б-жественного Света не только в Храме, но и во всем Мире. [На это преобразование намекает также слово шиттим ("кедр"), как это будет (далее) объяснено; поэтому кедры и были использованы при строительстве Скинии]. Слово — шиттим содержит корень шита («отклонение»). Отклонение в любом направлении от общепринятого «среднего пути» называется — шита. Также и слово «глупость, безумие» — штут, имеет тот же корень; эти два понятия связаны между собой. Безумие — это отклонение от пути знания и мудрости. Знание и мудрость предписывают «средний путь», и любое отклонение от него называется безумием. Есть безумие, происходящее от сил, противоположных Святости. Поэтому, когда Тора описывает законы о прелюбодеянии в стихе: «если совратится жена человека...», употребляется (слово), производное от «шита», т.к. прелюбодеяние, как комментирует Раши, есть отклонение от пути целомудрия. Одно из мест [на пути евреев во время Исхода из Египта, где они совершили грехи идолопоклонства и разврата], называлось Шиттим. [Это еще один пример безумия, происходящего от сил, противоположных Святости. Это понятие развивается далее в Талмуде].

Наши мудрецы учат, что человек не грешит, пока дух безумия не входит в него. Этот дух безумия происходит от нечестивости — сил, противоположных Святости, и скрывает правду. Правда состоит в том, что Святость — это истина, и Святость — это жизнь, как говорится в стихе: «Всевышний Б-г истинный и Б-г живой». Любой грех отделяет нас от Б-га, отделяет от жизни и правды. Отсюда можно сделать вывод — человек способен грешить, т.е. отделить себя от Света и Правды в тот единственный момент, когда его разумом овладевает дух безумия. Поэтому Йецер Ара, злое начало, [сила, склоняющая человека к греху], называется «старый, глупый царь». По подобным же причинам, каббалисты называют это «скорлупой» (клипа) — [ибо так же, как скорлупа скрывает плод], так и зло, дух безумия, прячет правду, скрывает Б-жественный Свет и Откровение. [Если бы не это явление, человек никогда бы не грешил. Действительно, закономерен вопрос]: «Как может еврей грешить, если он понимает, что Святость есть жизнь и правда?» [Единственная причина греха состоит в том, что грешник не осознает серьезности своих поступков]. Он не чувствует, что из-за этого греха он отделяется от Б-га. Ему кажется, что он все еще в еврействе. Если бы в момент совершения греха он сознавал, что отделяется от Святости, — то ни за что не стал бы грешить.

Напротив, ни один еврей не может и не хочет быть отделенным от Б-га. Доказательство этому — поведение еврея, когда его просят или заставляют отречься от своей веры. Большинство евреев, даже те, которые не соблюдают законы Торы, даже наиболее легкомысленные и самые отъявленные грешники Израиля, — рискуют жизнью, соглашаются на страдания и боль, способны отдать свои жизни за освящение имени Б-га, когда им посылается такое испытание. Почему? Потому что именно тогда они и понимают, и чувствуют, что это отделит их от Б-га. Ни один еврей не может и не хочет быть отделенным от Б-га Израиля.

Однако, при совершении многих других грехов большинство людей не сознают и не чувствуют разделения, происходящего между ними и Б-гом. Несмотря на совершенный грех, они продолжают ощущать себя все еще в рамках еврейства. Это ложное ощущение происходит от духа безумия, описанного ранее. Единственная возможность для человека согрешить возникает тогда, когда этот дух перекрывает Свет и раскрытие Шхины до такой степени, что они уже более не ощущаются. Дух безумия приводит к потере чувствительности. Сила физических вожделений и жгучее возбужденное желание разрушают восприимчивость человека к духовным вещам и парализуют его способность осознать их. Человек может так запутаться в своих страстях и настолько возбудиться, что его чувство духовного может стать скрытым (от него самого), и его восприятие настолько притупляется, что он уже более не чувствует удовольствия, радости и ценности выполнения Заповедей. Таким же образом он становится нечувствительным к тому состоянию (духовного) упадка, — отделенности от Б-га, — которое вызвали его грехи. Вот таким образом животная душа закрывает и затуманивает Свет Б-жественной души.

Природа Б-жественной души — это Святость. [Это утверждение касается даже самых низших уровней души, но особенно - ее Сущности], уникальной Б-жественной искры, связанной с телом конкретного человека. [Из-за своей Б-жественной природы] душа любит все проявления Святости и отвергает все, что противоречит Святости. Она избегает всего, что противоположно Святости, также, как человек бежит от опасности или от смерти. Действительно, для человека духовная смерть значительно более страшна, чем физическая. Единственное желание души — соединиться с Б-гом и сделать все окружающее сосудами для Святости. Действую вопреки Святости, неочищенная и материальная природа живой души скрывает и парализует эти духовные чувства.

Говоря проще, неконтролируемые мирские наслаждения притупляют восприимчивость человека к Святости. (Это подчеркивается сходством родственных слов «олам» — мир, и «элем», означающего «сокрытый»). [Позволяя мирским наслаждениям овладеть собой], человек приходит к тому, что совершенно противоположно Б-жественной цели творения. Мир был сотворен, чтобы и в нижних мирах создать Обитель Б-гу. Это достигается подчинением и преобразованием человеком своей физической природы. Человек послан в мир, чтобы возвысить и очистить его. Вместо этого может произойти нечто обратное, если человек становится грубым (в духовном смысле), ориентированным на материальное, и закрывает тем самым Свет Правды. Постепенно он утрачивает последний интерес к духовному.

Такое поведение диктуется животной душой. Животная душа стремится к мирским соблазнам. Это ее природа. Это то, что ее возбуждает. Это то, о чем она с радостью «думает и говорит». Купаясь в мирских желаниях, человек парализует восприимчивость души к Святости. Это состояние вызывается холодностью животной души, ее врожденной бесчувственностью к духовному. Так уж устроена животная душа. Даже ее название животная — говорит само за себя. Все ее устремления направлены на вещи, по природе своей животные.

[Иногда] встречаются люди, [которыми управляет их животная душа; люди], которые при полном незнании Торы и отсутствии положительных качеств, ведут себя просто как животные. Они высмеивают и буквально топчут ногами духовные ценности, которых они не понимают. Подобно дикому животному, которое растаптывает все подряд, не отдавая себе отчета в ценности того, что оно топчет, не зная, наступает ли оно на землю, на растения или на людей, они высмеивают Тору и Заповеди. Это происходит от отсутствия у них восприимчивости, подобно тому, как у животного отсутствует знание. [К их числу можно отнести и тех (людей), которые выбирают более легкий путь; они решают следовать одной Заповеди, но не считают нужным при этом соблюдать другую]. Их поведение происходит от дерзости и бесчувственности животной души и духа безумия. Они могут до такой степени закрыть Свет Истины, что человек станет грешить (т.е. совершать поступки) прямо противоположные Б-жественному плану Творения. Б-г хотел, чтобы Мир очистился, стал сосудом для (Света) Его Присутствия. В противном случае, Мир не только не совершенствуется и не очищается, но и становится инструментом сокрытия Света Истины. Таким образом, дух безумия животной души приводит к сокрытию Правды.

Краткое содержание: Глава объясняет понятие « духа безумия», показывает, как сильные желания животной души скрывают Правду и притупляют восприятие человеком Святости. Важность и ценность Заповедей и опасность отдаления от них.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий