Трактат «Песнь ступеней. Из глубин воззвал я к Тебе, Г-сподь» (5748 г.)

Тора

1. "Песнь, которую пели левиты на ступенях Храма. Из глубин воззвал я к Тебе, Г-сподь."1 Законодатели постановили произносить этот псалом во время утренней молитвы в каждый из Десяти дней тшувы2, начиная с первого из них — Рош-Ашана.3

Стихом «Из глубин воззвал...» начинаются несколько хасидских трактатов о внутреннем смысле Рош-Ашана4, в которых приводятся два объяснения из книги Зогар5: одно — от имени рабби Ицхака, другое — от имени рабби Аба. Рабби Ицхак говорит, что речь идет о глубинах человеческой души6: эта молитва, произносит ли ее Давид, ее автор, или же любой другой еврей, исходит из самых сокровенных уголков души. А рабби Аба говорит, что речь идет о «глубинах высот» — о том, что скрыто в духовных высях.7

А далее в этих трактатах отмечается8, что оба вышеприведенных толкования обращают внимание на множественное число слова «глубины»: существуют как минимум две глубины. Согласно мнению рабби Ицхака речь идет об уровнях один другого глубже в глубинах сердца, а согласно мнению рабби Аба речь идет о ступенях, одна другой выше, в духовных высотах. Затем указывается, что основное толкование — это «глубины» духовных высот: благодаря тому, что «воззвал я», поднимаются от одной духовной ступени к другой, пока не достигают такого возвышенного духовного состояния, которое превосходит разделение на уровни. И оттуда «воззвал9 я к Тебе, Г-сподь10».

А связь между двумя толкованиями, из которых "один наставник дал одно объяснение, другой — другое, но они не спорят между собой"11, состоит в том, что способность привлечь Б-жественный свет с духовного уровня, превосходящего ограниченность любых разграничений, коренится в глубине сердца и раскрывается посредством служения тшувы. Так это объясняется в хасидских трактатах, и таково простое объяснение сути псалма «Песнь, которую пели левиты на ступенях Храма. Из глубин...», представляющего собой молитву тшувы.

2. Чтобы понять, каким образом посредством служения тшувы привлекается Б-жественный свет Свыше из духовных уровней один выше другого, следует предварительно объяснить сказанное в 5698-м году (50 лет назад) в серии маамарим, посвященных Рош-Ашана12: в тшуве есть два аспекта — идея тшувы и сущность тшувы. Идея тшувы состоит в том, чтобы раскаяться в конкретных или даже общих недостатках, и даже если раскаиваются не в каком-либо грехе или недостатке13, а раскаянье состоит в том, что поднимаются на новый уровень в своем служении Всевышнему в категории добра14, когда служение становится более полным и совершенным, так что какое-то конкретное служение становится таким, каким должно быть в идеале, и в результате того, что все частные аспекты служения доводятся до совершенства, служение в целом становится совершенным. А суть тшувы состоит в том, что с того духовного уровня, на котором человек находился до сих пор, он поднимается на совершенно новую духовную ступень, вплоть до того, что достигнутое им духовное состояние абсолютно несравнимо с предыдущим. То-есть, его новый духовный уровень настолько превосходит старый, что к нему даже нельзя применить понятие «выше» или «ниже», поскольку понятие «выше» подразумевает, что существует то, что ниже, и таким образом «верхнее» сравнивается с «нижним», в то время, как сущность тшувы не ограничена соотношениями «выше» и «ниже», поскольку достигнутое ее посредством духовное состояние не имеет никакого отношения к предыдущему по своим достоинствам15, так как фактически является новой сущностью, к которой применимо понятие «нечто из ничего».16

И то, что совершивший тшуву находится в совершенно новом положении и состоянии на совершенно новом уровне, влияет на все аспекты и детали его служения вплоть до самых малых, и в результате достигается исправление в целом. А именно, благодаря тому, что человек выходит на существенно новый уровень, когда все его действия принадлежат к категории «добрых дел», и в соответствии с изречением наших мудрецов17: «лучше один час тшувы и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в грядущем мире», где тшува упоминается перед добрыми делами, из чего следует, что посредством тшувы достигается полнота совершенства самих деяний18, полнота совершенства в качестве добра этих деяний и полнота совершенства народа Израиля, совершающего эти добрые дела.

3. И, соответственно, в песни, которую пели левиты на ступенях Храма, «Из глубин воззвал я к Тебе, Г-сподь» означает19, что посредством тшувы из глубин сердца, из глубочайших, сокровеннейших потаенных его уголков, а это и является сущностью тшувы, призывают и привлекают духовную энергию Свыше, из такого глубинного духовного уровня, к которому даже неприменимо само понятие «уровень» или «ступень». И благодаря этому исполняются все мольбы этого псалма в самом простом смысле, так как привлекается «глубина», настолько превосходящая глубины — во множественном числе — то-есть все возможные глубины или духовные ступени и уровни, — что совершенно выходит за рамки всего, что можно назвать глубиной, и нисходит до самого нижнего уровня и физически раскрывается в пространстве и времени, в одно мгновение, так что все ограничения превращаются в ничто, и сущностный Б-жественный бесконечный свет раскрывается в физическом мире, и, более того, благодаря тому, что Всевышний, благословен Он, не ограничен категориями «выше» и «ниже», и для него и то и другое — одно, соответственно, «глубины» Израиля и «глубины» Свыше становятся одним неделимым целым — "из глубин воззвал я к Тебе«20 — и народ Израиля становится единым целым со Всевышним21.

Перевод Якова Ханина

Примечания:

1.Теилим, 130:1.
2.Слово „Тшува“ чаще всего переводят как „раскаяние“, но буквально оно означает „возвращение“ и является однокоренным со словом „поворот“. Человек „поворачивается“ к Всевышнему и „приближается“ к Нему. Даже абсолютный праведник должен совершать тшуву, поскольку процесс приближения к бесконечному Б-гу бесконечен, и любой духовный уровень, каким бы возвышенным он ни был, не абсолютен. Первые десять дней года, начиная с Рош-Ашана — Нового Года — и заканчивая Йом-Кипуром — Днем Искупления, — время, когда тшува необходима и приемлема Свыше более других дней года. — Прим. пер.
3.»Шаар акаванот" («Врата Медитаций») в начале серии толкований к празднику Рош-Ашана. «При Эц Хайим», «Врата молитв Рош-Ашана», гл.7. Молитвенник Ариза"ля в комментариях к этому псалму в утренней молитве."Маген Авраам", раздел «Орах Хайим» гл.54 и 102, цитируя «старинные записи». См. Та"з, «Орах Хайим» в начале гл.582. Молитвенник Алтер Ребе, комментарии к этому псалму в утренней молитве. «Ликкутей Тора», комментарии на Рош-Ашана, в начале трактата «Песнь, которую пели левиты на ступенях Храма. Из глубин» (64б).
4.Трактат шестого любавичского Ребе «Песнь, которую пели левиты на ступенях» 5703 г. (1942-3 г.) (Сборник трактатов за 5703г, стр. 18 и далее). См. также одноименный трактат седьмого любавичского Ребе за 5739 г. (1978 г.)
5.Часть 3, лист 69 в конце стр. «б».
6.См. Зогар, ч.2, лист 63 в начале стр. «б». См. начало и конец трактата Ребе Рашаба «Песнь, которую пели левиты на ступенях Храма. Из глубин» 5668 г. (1908 г.).
7.В толковании рабби Аба слово «глубина» означает нечто удаленное в каком бы то ни было направлении, в данном случае — в духовной выси. — Прим. пер.
8.Сборник трактатов за 5703г, стр. 19.
9.Слово «воззвал» можно перевести также как «призвал», что в свою очередь подразумевает «привлек». — Прим. пер.
10.Имя Всевышнего, переведенное здесь как «Г-сподь», в оригинале представляет собой Тетраграмматон — четырехбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего, указывающее на Его трансцендентность по отношению к сотворенным мирам. Другими словами, поднявшись на такой духовный уровень, к которому не применимы понятия «выше» и «ниже», человек своей молитвой привлекает трансцендентный уровень Б-жественности в нижние миры. — Прим. пер.
11.См., напр., Бава Меция, 11а. Букв. «один сказал одно, другой — другое, но они не спорят между собой». Два толкователя обсуждают один и тот же вопрос и дают различные толкования, которые не обязательно являются взаимоисключающими.
12.Трактаты «Тикъу» («Трубите в шофар в этот месяц») гл.2; «Шува» («Вернись ко Мне, Израиль»), гл 1, 6; Гл.1 трактата «Борэ нив сфатаим» («Я создаю речь для губ»), который шестой любавичский Ребе произнес в субботу главы «Аазину» («Внимайте небеса»); см. также гл.4 трактата «Тикъу», который он произнес в субботу главы «Ницавим» («Вы все стоите сегодня») в 5697 г. (1937 г.)
13.См. гл. 2 трактата «Квод Малхутха» (О славе владычества Твоего поведают"), 5698 г. (1937 г.). См. также трактат «Шува» («Вернись ко Мне, Израиль»), который седьмой любавичский Ребе произнес на предыдущем фарбренгене во второй день Рош-Ашана 5748 г. (1987 г.)
14.См. «Ликкутей Тора» Алтер Ребе, гл. Балак, стр. 74а; комментарии к Рош-Ашана 60г; начало комментариев к главе «Аазину».
15.В Талмуде, в трактате «Шаббат», стр. 153а рассказывается, как рабби Элиезер учил: «Следует раскаяться за день до смерти». Ученики спросили его: «Кто же знает, когда умрет?» Рабби Элиезер ответил: «Пусть делает тшуву сегодня на случай, если умрет завтра». Таким образом получается, что все дни человек должен проводит в тшуве. В книге Тания (ч. 1, гл. 29) объясняется, что «даже если сделал тшуву наилучшим образом, процесс тшувы происходит в сердце, в котором бесконечно много категорий и ступеней», и, соответственно, всегда есть место для еще более возвышенной тшувы. См. также сборник бесед седьмого любавичского Ребе т. 25, стр. 15 и далее.
16.Таким образом, совершение тшувы уподобляется Творению вселенной Всевышним, ибо, в отличие от ремесленника, создающего свой продукт посредством модификации формы уже существующих материалов, Всевышний творит «нечто из ничего». — Прим. пер.
17.Авот. 4:17.18.См. «Ликкутей Тора» Алтер Ребе, комментарии к гл. Матот, стр. 82а; Шмини-Ацерет, стр. 85а; Шир Аширим, стр. 17г, где объясняется, что, как следствие тшувы, деяния становятся «добрыми» и начинают «сиять» как драгоценные камни (слово «тов» в выражении «маасим товим» («добрые дела») имеет значения "добрый, «хороший», «драгоценный»).
19.См. гл. 2, 3 упомянутого ранее трактата шестого любавичского Ребе «Тикъу» 5938-го г. (1937 г.)
20.См. «Ликкутей Тора», комментарии к Рош-Ашана, конец трактата «Песнь, которую пели левиты на ступенях Храма. Из глубин» (стр. 63б): «Слова псалма „воззвал я к Тебе, Г-сподь“ говорят о том, что подобно тому, кто призывает своего друга: „Приди ко мне!“, псалмопевец взывает к Всевышнему, чтобы Он раскрыл Б-жественность в нижнем мире, чтобы „раскрылась слава Всевышнего, и увидела всякая плоть...“ (Йешайяу, 40:5)»
21.См. Зогар, ч. 3, 73а. В «предисловии составителя» к книге Тания, стр. 3б, Алтер Ребе упоминает эту идею из Зогара: «Все евреи связаны воедино с Торой, и Тора — то, что связывает их со Всевышним».

Произнесено в субботу главы «Аазину», 3 Тишрей 5748-го (1987-го) года.

ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ, РАББИ М.М. ШНЕЕРСОН

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий