Трактат «Выйди, мой друг, навстречу невесте» (5689 г.)

Ведь человек – это "малый мир"34.35 И подобно тому, как в мире есть дни и ночи: днем сияет свет (как написано: "И назвал Б-г свет днем"36), а отсутствие света – это ночь (как сказано: «А тьму назвал ночью»37), – так и у человека в его духовном состоянии есть дни и ночи. Как написано об этом: "Хотя сижу я во мраке, Г-сподь – свет для меня"38.

Мрак – это материальный мир. И называется этот мир тьмою, потому что он мир лжи. Ведь как в темноте человек ничего не видит, стоя, возможно, уже вплотную к яме или к иному источнику опасности, так и в нашем мире "человек не знает даже, как на самом деле относится к нему его товарищ"39, и, может быть, у того "на уме вовсе не то, что на языке"40: на словах он уверяет в своем уважении и любви, а в сердце – ненавидит. Потому и назван этот мир «мраком», ибо он полон лжи (лишь грядущий мир назван миром истины, а наш – называется миром лжи).

А то, что сказано: «Хотя сижу я во мраке, Г-сподь – свет для меня», – означает, что и в этом лживом мире Всевышний раскрывает свой свет народу Израиля, как написано: «Ибо тьма скроет землю и туман народы, а тебя осветит Г-сподь»41. И известно, что гиматрия имени Элоким («Вс-сильный») равно числовому значению слова природа, а имя Ѓавайе («Г-сподь»), которое одновременно сочетает в себе все временные формы глагола быть: был, есть и будет, – указывает на уровень, который выше природы. Поэтому «тьма скроет землю…», ибо им (народам) открыто лишь познание материального мира, а «тебя осветит Г-сподь», Который выше природы.

И в служении человека это отображается следующим образом: если душа явно проявляет себя в человеке, и сила ее света наглядна, это называется «днем», а когда свет души не раскрывается в нем, не дай Б-г, то это называется «ночью».

В силу этого же принципа. человек ночью совершенно засыпает, так как его покидает свет его души, а утром Всевышний возвращает ему его душу, как написано: "Обновляются каждое утро, велика верность Твоя"42.

Но из-за того, что жизненная энергия тела слишком материальна, человек не может глубинным образом воспринять отсвет души, разве что лишь малую толику. И об этом сказано: "У которого душа лишь в его ноздрях"43, – то есть его Б-жественная душа не проявляет себя в теле и чувствах, в силу материалистичности самоощущения тела. Ведь он еще не помолился, а идея молитвы – это связь с Творцом.

А до молитвы, то есть когда человек еще не связал себя с Б-гом своим служением, к нему можно отнести сказанное: «Оставьте человека, у которого душа лишь в его ноздрях, ибо кем же он считается»44. В свете толкования наших мудрецов: "Читай не бамэ («кем же»), а бама («возвышение»)"45, – это нужно понимать так: «оставьте», то есть сторонитесь такого состояния «человека», у которого «душа лишь в его ноздрях» и не распространилась еще во все тело, ибо он считается «возвышением». И подобно тому, как возвышение есть нечто большого размера, чья субстанция выглядит как что-то обособленное, так и человек, ему уподобленный, представляет собой некую самость и обособленное бытие пока не помолится. Ведь идея молитвы – связь: человек соединяется с Б-гом и благодаря молитве превращает материальные вещи в сосуд для Б-жественного.

Но для этого внутреннего сближения, чтобы свет Всевышнего проник в материальные аспекты бытия, исходно необходима некая общая близость. В силу этого "к молитве приступают только с «тяжелой головой»"46, что, согласно объяснению Раши, означает смирение и скромность47. Это и есть внешнее сближение.

И в этом смысл слов: «Иди, мой друг, навстречу невесте» – приближение воздействующего к воспринимающему, именно благодаря которому «мы вместе встретим субботу», ведь «все дни благословляются субботою». Подобно отношениям учителя и ученика, как сказано: "Многое получил я от своих учителей,но больше всего – от учеников"48. И также написано: "Добродетельная жена – венец мужа"49 50, и сказано: "Нашел жену – обрел благо«51 52.53

И да будет воля всеблагого Творца в поколении праведных благословить жениха и невесту детьми и внуками, изучающими Тору и исполняющими заповеди.

Краткое содержание. Разъясняется, в чем идея того, что Он умалил свое желание до уровня заповедей, исполняемых в материальном мире. Ведь человек – малый мир, а наш материальный мир назван „мраком“, ибо он мир лжи. И если душа человека раскрывается в нем (в его служении Творцу), то это состояние названо „днем“, а в отсутствие служения его состояние определяется как „ночь“. И это состояние названо „душа лишь в его ноздрях“, и о таком сказано „оставьте такого человека“, ибо он как возвышение, символизирующее обособленное бытие. Близость же к Б-гу достигается молитвой, суть которой – связь, дающая возможность соединить все материальные аспекты существования с Б-жественностью, образуя совершенное единство.

Перевод р. Йешяу Гисера под редакцией р. Эли Когана

1.»Порядок встречи субботы" в молитвенниках. Слова из гимна, автор которого – рабби Шломо Ѓа-Леви Алькабец (1500 – 1580).
2.Сборник мидрашей к книгам Берешит и Шмот, составленный рабби Элиезером бен Гурканосом (40 – 118).
3.Берешит, 1:26.
4.Каким он был до разделения на мужчину и женщину.
5.Сфирот (ед.ч. сфира) – образующие мироздание каналы трансформации Б-жественной энергии, являющиеся проявлениями Творца по отношению к творениям. Каббала говорит о десяти сфирот: Хохма, Бина, Даат, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ѓод, Йесод, Малхут.
6."Малый лик", Зеир Анпин, составляют шесть сфирот от Хесед до Йесод. Назван так поскольку Всевышний предстает перед мирозданием, являет ему лик, как добрый, суровый, милосердный и т. д.
7.Высший из четырех духовных миров, букв. перевод «излучение, эманация». Мир первичного раскрытия свойств Творца, где в полноте явлено Его единство.
8.Сфира Малхут, Нуква, – ассоциируется с женским началом, поскольку она получает эманацию из «Малого лика» и в ней зарождается творение. Сфира Малхут нисходит до уровня творений, воплощается в них в форме жизненной энергии созданий.
9.Ибо это единство порождает все многообразие Творения. И как это в высших мирах, так и в нашем нижнем мире, их слияние образует совершенное единство, способное породить жизнь.
10.Берешит, 1:27-28.
11.То есть именно в слиянии мужского и женского начала, имеющего своим источником сочетание «Малого лика» и сфиры Малхут, восстанавливается исходная цельность, делающая возможным снисхождение благословения свыше, поскольку ему препятствует ущербность.
12.А не только итог шести дней прошедшей недели.
13.Зоѓар, 2, 60б, 88а.
14.Вавилонский Талмуд, Шабат 119а.
15.Зоѓар, 3, 272б.
16.Йешайяѓу, 4:5.
17.То есть отношения между женихом и невестой сравниваются с отношениями Всевышнего и Его народа, дарование Торы сравнивается со свадьбой, а окружающие стан Израиля облака Славы уподоблены хупе, свадебному балдахину.
18.Шир Ѓа-ширим, 3:11, Таанит, 26б.
19.Всеобъемлющий, осеняющий мироздание трансцендентный свет. Ведь слава, уважение – общие, облекающие понятия, внешние по отношению к тому, на что направлены.
20.Малахи, 1:2.
21.Теѓилим, 84:3.
22.И это правило применимо везде, где есть мужское, то есть дающее, влияющее начало, и женское, то есть принимающее, абсорбирующее. Влиянию на сущностном уровне должно предшествовать воздействие на внешнем, поверхностном.
23.Псахим, 117а.
24.Сукка, 21б.
25.Ктубот, 103а.
26.Млахим Ⅱ, 3:11.
27.Брахот, 7б.
28.Брахот, 22а.
29.Шмот, 20:15.
30.Торат хаим, Толдот, 2:4.
31.Псахим, 117а.
32.Ѓошеа, 11:3.
33.Ивр. слово Анохи («Я») указывает на Б-жественную сущность.
34.Танхума, Пэкудей, 3; Тикуней Зоѓар, тикун 69, 100б, 101а.
35.То есть заключает в себе духовную структуру, являющуюся отображением структуры высших миров, и подчиняется закономерностям, в которых отображаются универсальные принципы обустройства мироздания.
36.Берешит, 1:5.
37.Там же.
38.Миха, 7:8.
39.Псахим, 54б.
40.Там же, 113б.
41.Йешаяѓу, 60:2.
42.Эйха, 3:23.
43.Йешаяѓу, 2:22.
44.Там же.
45.Брахот, 14а.
46.Берахот, начало пятой главы.
47.Как результат осознания дистанции между Творцом и творением.
48.Таанит, 7:1.
49.Мишлей, 12:4.
50.Ведь именно венец выделяет царя, возвышаясь при этом над ним.
51.Мишлей, 18:22.
52.Ведь благословение в дом приходит именно в заслугу хозяйки.
53.Все эти примеры иллюстрируют то, как воздействующее начало за счет предварительного внешнего контакта достигает глубинной связи с воспринимающим и благодаря этому становится его бенефициаром.

Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, VI-й Любавический Ребе

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий