ТУ БИ-ШВАТ. Секрет преуспевания

Тора

«Отделяй десятину от всего урожая посева твоего, который приходит с поля ежегодно.» (Дварим, 14:22)

Эта фраза Писания содержит повеление жертвовать на благотворительность часть нашего дохода. Мудрецы Талмуда отмечают, что омонимичность корней и схожесть написания слов тэасейр («отделяй десятину») и титашейр («разбогатеешь») намекает на то, что тех, кто жертвует на благотворительные цели, Б-г награждает богатством.

Более того, когда человек решает жертвовать не «сколько не жалко», а больше того, что он легко мог бы себе позволить, то Всевышний в ответ одаривает его богатством, которое необходимо, чтобы жертвовать столько, сколько он решил.1

ТУ БИ-ШВАТ

 Элиягу Ки-Тов

Пятнадцатое число месяца Шват — один из четырех новогодних праздников, отмечаемых каждый год. Вот они: первое Нисана, первое Элула, первое Тишрея и Ту би-Шват — пятнадцатое Швата.

Первое Нисана — новый год для отсчета лег царствования израильских царей, а также новый год праздников, справляемых ежегодно.

Первое Элула — новый год для десятины, отделяемой от приплода скота. Скотина, родившаяся до этой даты, включается в поголовье, от которого отделяют маасер — десятую часть. А скотина, родившаяся после первого Элула, принадлежит уже другому году, поэтому отделять от нее десятину вместе с прошлогодним приплодом нельзя — от приплода каждого года маасер отделяют особо. Впрочем, в наше время отделять десятину от скота не принято, ибо, в отличие от других десятин, в ней есть особенная святость. Ведь из отделенного скота приносились храмовые жертвы. Ныне же Храм разрушен,

Первого Тишрея — Новый год суда. Все пришедшие в мир проходят перед лицом Всевышнего в этот день, словно стадо перед пастырем. Это также новый год для отсчета субботних лег (шмиты) и лет юбилейных, для отсчета возраста саженцев с целью отделения орла — так называют плоды дерева в первые годы после посадки, когда есть их еще нельзя, — а также для десятин от урожая полей.

Пятнадцатое Швата — новый год деревьев. В каком смысле? Для отделения десятины от плодов.

В первый год после субботнего, во второй, на четвертый год и на пятый отделяют маасер шейни — «вторую десятину»; на третий и шестой год отделяют маасер ани — десятину для бедных. Вес это в дополнение к первой десятине, которую отделяют ежегодно. Вторую десятину относили в Иерусалим, чтобы съесть там, а первую отдавали левитам. Итак, в разные годы субботнего цикла отделяют различные виды десятины. И нельзя отделять маасер от плодов одного года в счет урожая следующего или предыдущего года. Какой же день будет разделять плоды двух смежных лет? Этот день — пятнадцатого Швата, Ту би-Шват, новый год деревьев.

Завязались плоды до пятнадцатого Швата — они будут принадлежать, когда созреют, к урожаю прошлого года. Завязались после Ту би-Швата — к урожаю нынешнего. Что можно считать завязью? Не цветок, не почку, а плод, уже начавший созревать, пока он не достиг трети своего нормального размера.

То же касается и орла — плодов дерева первых трех лет после посадки, и рвай — плодов четвертого года. Хотя возраст саженца отсчитывают с первого Тишрея, «год урожая» заканчивается не в Тишрее, а в Швате, пятнадцатого числа.

Некоторые считают, что это положение распространяется и на плоды седьмого, субботнего года. Иными словами, годы, завязавшиеся до пятнадцатого Швата следующего, «восьмого», считаются как бы принадлежащими еще к урожаю предыдущего года, года шмиты.

Мудрецы постановили считать пятнадцатое Швата границей меж годом прошедшим и наступающим, поскольку к этому дню большая часть зимних дождей уже отлилась, древесный сок потек по стволам, и началось цветение и созревание плодов — благословение наступившего года.

НОВЫЙ ГОД В Будни

Элиягу Ки-Тов

Хотя Ту би-Шват величают «Новым годом», он именуется так лишь потому, что это название отвечает сути дела. Никаких праздничных ограничений не наложено на этот день. Не запрещено трудиться,|мы не обязаны устраивать праздничную трапезу, и в молитвах этот день не упоминается.

Несмотря на это, Ту би-Ш.ват выделяют из череды будних дней, подчеркивая его достоинство, и некоторые обычаи этого дня приближают его к праздничному.

Пятнадцатого Швата не читают покаянную молитву тахнун во время утренней молитвы, а также накануне — " в предвечерней молитве минха, поскольку праздник всегда начинается вечером. Этот день не устраивают траурных церемоний, а если Ту би-Шват приходится на Субботу, не читают молитву «Отче милосердный» (Ав а-рахаманн), ибо в ней упоминается о душах умерших.

В этот день принято есть в изобилии плоды 3емли Израиля, а также впервые лакомиться плодами, каких еще не пробовали в этом году, — чтобы иметь возможность благословить «Давшего нам дожить…» (шегехийяну).

Чем отличается Ту би-Шват от первого Элула, нового года для другой десятины — от приплода скота, который ничем не выделяется среди буден?

Пятнадцатое Швата отличается тем, что есть; в этом дне нечто, служащее восхвалению Земли Израиля. В этот день в Эрец Исраэль пробуждается земля, начинается пора плодоношения, земля взращивает плоды, вид которых — лучшая ей хвала. И об этом сказано в книге Дварим (8:8): «Земля пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, гранатовых деревьев, земля масличных деревьев и меда». Всего о двух злаках, и о целых пяти видах плодов говорит Писание, восхваляя Землю Израиля. Ибо и мед, о котором здесь говорится — не пчелиный, а мед финиковых пальм. Отсюда видим, что плоды фруктовых деревьев — лучшая хвала земле. День, когда в недрах Земли Израиля пробуждаются животворные соки, когда туком и медом начинает изливаться ее плодородие — праздник для всех любящих эту землю, живущих на ней или ожидающих свидания с нею.

Когда сыны Израиля вкушают плоды своей земли и наслаждаются ее благами, они, конечно же, благословляют Отдавшего им эту благодатную землю в наследие вечное, и молят Его о том, чтобы юность ее и их свежесть Он обновил, как издревле, и исполнил все, что обещал праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову, как сказано в стихе Писания, восхваляющем Землю Израиля: «Ты будешь есть и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе».

И еще: новый год деревьев — это день, когда решается их судьба, день суда и молитвы деревьев. Ибо так устроил Пресвятой Благословенный, что всегда в начале цветения и роста всего сотворенного Им, Он озирает создания Свои, каждое во время его, и все деяния их предстают перед Его взором. Время это — время молитвы и просьб о благополучии и успехе. Тора уподобляет человека «дереву полевому», и отсюда выводим, что есть некая толика в «судном дне» деревьев, относящаяся и к нему, к «дереву полевому», человеку. А таков уж характер этого народа, сынов Израилевых, что в день суда они радуются. Каким бы ни оказался приговор, главное не это, а чтобы увидел весь мир, что есть суд, и есть Судья. И за то, что сыны Израиля любят суд и всегда радуются ему, выходят они оправданными от лица Судьи.

Мысли о празднике

1. Почему у нас целых четыре «новых года»?

Четыре раза в одном и том же году мы отмечаем наступление Нового года: первого Нисана — новый год царей и праздников; первого Элула — новый год десятин от приплода скота; первого Тишрея — новый год для отсчета лет, обычных, субботних и юбилейных; и, наконец, пятнадцатого Швата — новый год деревьев.

К чему нам столько «новогодних праздников»? На первый взгляд, их изобилие кажется очень странным. Разве год не может начинаться один раз в году, как ему и «положено»?

Если разобраться, оказывается, что не только у еврейского народа год начинается «четырежды на год». Во всем мире наблюдается нечто подобное. Начало учебного года не совпадает с началом финансового, бюджетного. Начало «гражданского» года также не обязательно служит началом церковного, «восточного» или мусульманского года. Трактат Мишны «Рош а-шана» («Начало года»), в первой главе которого перечисляются новогодние даты, говорит вовсе не об обязанности как-то праздновать их. Новый год, праздник Рош а-шана, у нас только один. Речь идет лишь о том, что, в соответствии с практическими потребностями, счет лет в том или ином случае ведется с определенной даты. И только одна из этих дат совпадает с «настоящим» новогодним праздником — первое Тишрея.

Из Торы известно, что у года должно быть несколько разных начал. И так написано в галахическом мидраше к книге Шмот, составленном в эпоху танна-ев, мудрецов Мишны: «Месяц этот (Нисан) для вас — начало месяцев» (Шмот, 12:2).

Сообщает (Писание), что Нисан стоит во главе месяцев. Но не во главе лет, обычных, субботних и юбилейных, и не по нему отсчитывают возраст древесных насаждений и зелени, как сказано: "К концу семилетия, в год отпущения (шмиты), в праздник Суккот " (т.е. конец семилетия, а следовательно и года приходится на время перед Суккот, таким образом и начало года будет осенью, а не весной) (Дварим, 31:10), а также: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего и праздник собирания плодов на исходе года» (Плоды собирают осенью, а нисан — весенний месяц) (Шмот, 23:16) (Мехилта)

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий