В чем смысл скитаний?

Моисей с десятью заповедями

 Вопрос: Почему у евреев было так много переходов во время странствий по пустыне? Неужели они не могли просто остановиться в одном месте и стоять там все сорок лет?

Ответ: Из общего числа сорока двух переходов по пустыне было немало таких, для которых можно указать конкретные причины. Четырнадцать из них были по маршруту от Египта к горе Синай и далее – по направлению к Земле Израиля – еще до начала странствования в качестве наказания. Восемь последних переходов были совершены уже новым поколением перед переходом через реку Иордан.

Но к оставшимся двадцати переходам заданный вопрос вполне приложим. В действительности сорокалетнее странствие имело внутренний смысл, и каждая из его деталей имеет символическое значение. Надо сказать, что любое наказание, назначенное Торой, всегда имеет и позитивный смысл – исправления и воспитания. На каждой из остановок был преподан особый урок, недаром число переходов, срок два, это шесть ступеней, каждая из которых включает в себя семь качеств, – без седьмой ступени, ступени реализации. В этом отличие сорокалетних странствий евреев по пустыне от сорокадевятидневного перехода к горе Синай: готовясь к вступлению в Землю Израиля евреи долны были понимать, что основной этап – соблюдение заповедей в Земле Израиля – наступит лишь после окончания странствий.

Нередко эти сорок две стоянки воспринимают как символ сорока двух этапов жизненного пути человека, то есть каждый из нас проходит все этапы этого пути. Их число так же заключает в себе сравнение нашей жизни со странствиями по пустыне – наподобие того, что этот мир называется лишь прихожей перед миром грядущим. (В отличие от этого, к горе Синай евреи должны были придти уже готовыму к получению Торы, то есть завершить этот процесс в полноте, поэтому он и длился сорок девять дней.)

Существовал еще один важный смысл странствования по пустыне. В Каббале пустыня символизирует материальный мир сам по себе, лишенный любого духовного влияния человека, как сказано (Ирмияу, 2:6): «Не жил человек там». Таким образом странствование еврейского народа по пустыне означало подчинение бездуховного мира, необходимый этап перед служением в Земле Израиля, где выполнение заповедей является процессом преобразования материального в духовное.

Р-н Михаэль Кориц
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий