Вопросы есть? Вопросов нет...

Симхат Тора и Шмини Ацерет

Рав Берл Лазар

Евреи бывшего Советского Союза прекрасно знают и любят праздник Симхат Тора с танцами и Пейсах с мацой. Если и можно встретить еврея, который не ест в Пейсах мацу, то уж он, по крайней мере, слышал, что это полагается делать. И Йом Кипур евреям известен. А вот про Шавуот знали мало, несмотря на то, что праздник этот, пожалуй, самый важный у евреев. Ведь в этот день Всевышний избрал нас из всех народов земли и даровал нам Тору.

Как сказано нашими мудрецами, прежде чем даровать Тору евреям, Всевышний предлагал ее другим народам, и те спрашивали: «А что в той книге написано?» И узнав, как много требует в ней Всевышний от человека, неизменно отказывались: «Нет, не нужна нам эта Тора. Ни за что! Так жить мы не сможем...»

От евреев же, когда Б-г обратился к ним с тем самым предложением, Он услышал удивительные слова: «Сделаем и будем слушать». Это значит, что наши предки без всяких обсуждений согласились выполнить все, что скажет Всевышний.

Почему евреи выразили такую полную готовность подчиниться воле Б-га?

Представьте себе, что больному врач, к которому он обратился, назначил лечение, и пациент начинает задавать ему вопросы: "А почему выбрано именно это лекарство? Что в него входит? Как оно действует? Какие у него противопоказания? И почему принимать его следует до, а не после еды? Наконец, он может еще подумать, стоит ли ему вообще выполнять указания этого врача, не лучше ли обратиться к другому.

Однако все будет происходить совершенно по-иному, если больной доверяет врачу и знает, что искать другого ему не надо. Не всегда обойдется без вопросов, но какими бы ни были ответы, назначения врача больной будет выполнять. И лечение в этом случае будет эффективным...

Нечто подобное происходило на Синае. Известно, что каждый еврей – самый умный и где два еврея, там три мнения. Наши мудрецы говорят, что на всем пути из Египта до самой горы Синай евреи спорили. Шли и спорили, спорили о чем-то возвышенном и важном, и каждый был убежден, что его мнение – истина в последней инстанции.

Но вот народ подошел к горе, и все споры прекратились – евреи мгновенно осознали, что перед ними Мудрость, бесконечно превышающая человеческую мудрость, и перед ней все их споры ничтожны и бессмысленны. В этот судьбоносный момент народ был абсолютно един, действовал, как один человек с одной волей, готовый принять все, что даст ему Всевышний, выполнить все, что Он скажет.

Это не значит, что у евреев не возникало вопросов (у евреев всегда они есть), что они не хотели бы услышать объяснений (нам они всегда нужны). Но они сказали Всевышнему: «Сделаем и будем слушать». Наши предки понимали, что все – потом, что это тот самый случай, когда сначала надо выполнить, а уже потом спрашивать и обсуждать. Они приняли Тору, которая сделает жизнь каждого из них и исторический путь всего еврейского народа надежными и осмысленными.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий