Зверь среди своих

Райский сад

Современная цивилизация только недавно пришла к гуманному отношению к животным, а до последнего времени отношение к ним было вполне себе живодёрским – что к домашним питомцам, что к скоту, что к редким видам зверей и птиц.

И неудивительно – ведь по мнению Декарта, на чьих идеях во многом и базировалось развитие цивилизации последние несколько веков, у животных нет души, а поэтому человек волен поступать с ними как ему заблагорассудится. Да и раньше, в додекартовские времена, в Средневековье с его эпидемиями, войнами и крестовыми походами было не до гуманизма вообще, а уж по отношению к животным – так тем более. Хотя в библейском тексте, на который, в сущности, и должна опираться западная цивилизация, пропагандируется более чем гуманное отношение к животным, которое и укоренилось в иудаизме.

Райский сад

Декартовские воззрения, лишающие животных души, также не очень стыкуются с библейскими идеями. К примеру, в «Книге притчей царя Соломона» заботящийся о «душе животного» назван праведником. Причем приведено именно ивритское слово «нефеш», означающее душу, которой наделён и человек.

Иудаизм рассматривает животных как разумных существ, которые, возможно, не могут думать или говорить привычным и понятным нам образом, но испытывают чувства и в том числе страдания. Именно этих страданий, названных в Священном тексте «цаар баалей хаим», следует не допускать. Причём не только физических страданий, но, как бы это ни показалось странным, и моральных!

Райский сад

«Не завязывай рот волу, когда он занят молотьбой», – говорится в библейской книге «Дварим», которую в эти дни и недели перечитывают иудеи во всем мире. Примечательно, что этот принцип – тому, что работает со съестным, нельзя мешать пробовать эту еду – применим также к людям. Таким образом, чувства животных необходимо уважать. Именно поэтому там же сказано: «Не паши на быке и осле, запрягая их в плуг вместе». Дело в том, что бык сильнее осла, поэтому нельзя ожидать, что осел выполнит работу на уровне быка. У каждого вида животных есть своя уникальная роль в мире, которую мы должны принимать в расчет и уважать.

В «Дварим» же приводится самая интересная и, на первый взгляд, совсем не гуманная заповедь в отношении животных: «Если тебе попадется по дороге птичье гнездо, а в нём птенцы или яйца, и птица сидит при птенцах или на яйцах, то не забирай мать вместе с птенцами, то отпусти мать, а птенцов возьми себе, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле».

Райский сад

Казалось бы, разве это гуманно – отнять птенцов у матери? Однако же в данном случае речь идет о ситуации, когда их участь однозначно решена – они так или иначе будут съедены. И великий еврейский врач и ученый Маймонид, размышляя об истинном смысле этой заповеди, выводит из неё вполне себе гуманное повеление: «Запрещается убивать животное и его детеныша в один день». То есть эта заповедь фактически запрещает съесть птицу и её птенцов вместе.

Однако Маймонид не останавливается и выводит еще одно, следующее из этого заключение: «Нельзя убивать детеныша на глазах его матери, ибо боль животных при таких обстоятельствах очень велика. В этом случае нет разницы между болью человека и болью другого живого существа, поскольку любовь и нежность матери к детям порождаются не рассуждениями, а чувствами, и эта способность присуща не только человеку, но и большинству живых существ». Тем самым Маймонид фактически уравнивает чувства людей и животных. Более того – он указывает на необходимость предупредить не только физическую боль, но и психологический стресс у животного!

Райский сад

В недавних исследованиях мнение Маймонида нашло наконец своё научное подтверждение, поскольку отдельные виды животных действительно, подобно человеку, могут образовывать группы, проявлять взаимный альтруизм и широкий спектр разных эмоций. И у большинства видов именно мать поддерживает постоянную эмоциональную связь с детенышами.

Но у Маймонида есть и еще один веский аргумент – мы не можем причинять животным боль или страдания не потому, что должны заботиться о животных, а для того, чтобы самим оставаться людьми и не опуститься до звериного уровня. Те, кто жесток к животным, зачастую проявляет жестокость и к людям. Следовательно, мы обязаны избегать причинения животным ненужной боли из-за влияния таких поступков на нас самих. Интересно, что анализ Маймонида был повторен почти в точности спустя шестьсот лет философом Иммануилом Кантом.

Райский сад

Животные – часть нашего мира. И они на самом деле гораздо ближе к людям, чем думали философы, подобные Декарту. И библейские герои – Авраам, Моисей или Давид – знали об этом не понаслышке, поскольку сами долгие годы были пастухами и заботились о животных. И этот труд стал их первым опытом лидерства.

Творец наделил нас правом «овладеть» природой и «властвовать» над ней и в том числе над животными, но вместе с тем возложил на нас обязанность – «возделывать» и «беречь». Животные, может, и не имеют прав, но у них есть чувства, которые мы должны уважать, если хотим оставаться их хозяевами.

Главный раввин Великобритании
Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий