Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ

Изъ всѣхъ монастырей на Аѳонѣ лишь Лавра Ксиропотамъ жалко уклонилась тогда отъ своего свято-отеческаго ученія и приняла западныхъ гостей съ честію и раболѣпнымъ страхомъ. Да и это болѣе потому, что самъ императоръ, находясь въ безвыходномъ положеніи по политическимъ разсчетамъ своимъ, властно приказывалъ святогорцамъ: не противиться латинянамъ, согласиться на унію съ Римомъ и признать папу главою Восточной Церкви.

Но правосудный Богъ, для утвержденія другихъ въ святой Православной вѣрѣ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ покаралъ Ксиропотамъ. Въ то самое время, какъ несчастные его иноки вмѣстѣ съ латинами, по ихъ римскому уставу и нововведеніямъ совершали литургію — твердыни ксиропотамской обители сотряслись въ своемъ основаніи и частію разсыпались, такъ что подъ ихъ развалинами погибла большая часть латинянъ и отпадшихъ иноковъ3. Остальные изъ пришельцевъ отдаленной Италіи, не обращая вниманія на явный гнѣвъ Божій за ихъ неистовства, разсыпались по Святой Горѣ, чтобъ искать новыхъ жертвъ своего обольщенія и вѣчной погибели. Невдалекѣ отъ лавры, на берегу морскомъ въ каменной пещерѣ мѣстное преданіе сохранило память погребенія иноковъ, отпавшихъ въ это время и соединившихся съ латинами. Разсказываютъ, что тѣла ихъ доселѣ лежатъ черныя, какъ уголь4.

Въ эту годину, ужасную для Святой Горы, уединенно подвизался вблизи Зографскаго монастыря старецъ-инокъ, имѣвшій святое обыкновеніе ежедневно, а иногда и по нѣсколько разъ въ день, прочитывать акаѳистъ Божіей Матери предъ Ея божественною иконою. Разъ когда въ старческихъ устахъ его звучалъ немолчный привѣтъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи — «радуйся...» вдругъ онъ слышитъ и отъ Ея иконы гласъ: «радуйся и ты, старче, но бѣги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастіе. Скорѣе спѣши въ монастырь и возвѣсти (игумену и) братіи тамо, чтобъ заперлись, потому что богопротивные римляне напали на это Мною избранное мѣсто и уже находятся близко».

Старецъ же, упавъ предъ иконою Богоматери на землю, произнесъ: «Какъ я могу, Владычице, оставить здѣсь Тебя, мою Заступницу?»

На это послышался голосъ отъ иконы: «Не заботься обо Мнѣ, но иди поскорѣй».

Послушный волѣ и гласу Пренепорочной Владычицы, старецъ въ то же мгновеніе оставляетъ келлію и, что есть силъ, спѣшитъ въ монастырь, чтобъ дать братіи возможность и время собраться съ духомъ и подумать каждому о предстоящей опасности. Но едва старецъ вступилъ въ монастырскій портикъ, — видитъ, что его келейная икона Богоматери, предъ которою онъ только что читалъ акаѳистъ и слышалъ голосъ, и которая осталась въ келліи, уже при святыхъ вратахъ монастыря. Старецъ ужаснулся и, войдя въ монастырь, всѣмъ разсказалъ о бывшемъ ему откровеніи. Иноки, увидя икону Пресвятыя Богородицы и услышавъ о такомъ преславномъ чудѣ, прославили Бога и свою милостивую Заступницу.

Игуменъ, узнавъ изъ этого откровенія объ ожидающемъ ихъ несчастіи, или искушеніи, созвалъ своихъ иноковъ и началъ наставлять ихъ и убѣждать быть мужественными и не устрашаться, говоря: «Отцы и братія! Елицы Духомъ Божіимъ водятся, сіи суть сынови Божіи: не пріясте бо духа работы въ боязнь, но пріясте Духа сыноположенія. Аще же чада и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу, понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся: ибо думаю, что нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, какая откроется въ насъ (Рим. 8, 14-15. 17-18), въ вѣчности... Это же, согласно съ Апостоломъ, и я говорю вамъ: которые изъ васъ неустрашимы и готовы къ мученичеству, тѣ пусть остаются со мною въ обители; тѣ же изъ васъ, которые боятся мученія, пусть возьмутъ церковные сосуды и удалятся съ ними, пока не пройдетъ гнѣвъ еретиковъ, чтобы не впасть въ грѣхъ хулы чрезъ отреченіе отъ своей вѣры».

Итакъ, тѣ, которые боялисъ мукъ, скрылись въ дебряхъ, пещерахъ и ущельяхъ горъ. Святый же игуменъ съ прочими иноками вошелъ въ «пиргъ» (башню), не изъ боязни, но чтобы воспользоваться временемъ для обличенія беззаконной ереси.

Мучители, окруживъ со всѣхъ сторонъ обитель, стали кричать находящимся въ пиргѣ: «отворите намъ, отворите!»

Но преподобный игуменъ сказалъ имъ: «мы не знаемъ васъ — откуда вы».

Мучители отвѣтили: «мы — Христовы рабы и пришли обратить соблазненныхъ на путь истинный».

Святый же опять сказалъ: «отступите отъ насъ дѣлающіе беззаконія, потому что Апостолъ говоритъ: если бы и Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣстили вамъ, да будетъ анаѳема. Кто другого учителя ищетъ? — никто, кромѣ тѣхъ, которые явно безумствуютъ. Вы скажите намъ о своемъ ученіи и, если оно будетъ отъ Бога, мы присоединимся къ вамъ и примемъ васъ, какъ братію, если же не отъ Бога, — то уходите отъ насъ».

Тогда еретики отвѣчали: «Мы отъ Бога, и въ Господа Іисуса Христа вѣруемъ и св. Евангеліе Его учимъ; посланы же мы отъ блаженнѣйшаго папы римскаго, который есть глава церкви, сказать вамъ, безумнымъ, непонятное для васъ, чтобы вы поумнѣли и поняли уставы церковные и вѣрно читали въ св. Сѵмволѣ, т. е. въ «Вѣрую во единаго Бога Отца...», что Пресвятый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, и на св. проскомидіи приносили прѣсный, а не квасный хлѣбъ, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этимъ не согрѣшали въ службѣ Божіей, такъ какъ они — женихи церкви. Если все это исполните, то получите отъ Вседержителя очищеніе, и мы ради вашего покаянія умилосердимся, если же нѣтъ, то безпощадно погубимъ васъ, чтобы вы не занимали напрасно мѣста на землѣ». Это и многое другое въ этомъ родѣ говорили еретики.

Преподобные же отвѣчали имъ слѣдующее: «Мы хотимъ найти истину и не обращаемъ вниманія на ваши соблазны и безуміе, поелику не боимся и не страшимся вашихъ угрозъ, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человѣка нечего страшиться, и смѣло говоримъ: никого нѣтъ противъ насъ, если съ нами Богъ, Который праведенъ и правду возлюбилъ. Самъ Господъ нашъ Іисусъ Христосъ въ св. Евангеліи говоритъ: когда придетъ Утѣшитель, Котораго Я пошлю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Который отъ Отца исходитъ, Онъ будетъ свидѣтельствовать о Мнѣ (Іоан. 15, 26); и опять: Я умолю Отца и дастъ вамъ другого Утѣшителя, да пребудетъ съ вами во вѣкъ (Іоан. 14, 16); и еще: это сказалъ Я вамъ, находясь съ вами; Утѣшитель же Духъ Святый, Котораго пошлетъ Отецъ во имя Мое, научитъ васъ всему и напомнитъ вамъ все, что Я говорилъ вамъ (25, 26 ст.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий