Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ

Эти слова преподобные повторяли нѣсколько разъ для доказательства истины и чтобы заградить уста тѣмъ, которые говорятъ, что Духъ Святый исходитъ и отъ Сына. Ко всему этому преподобные присоединили еще и слѣдующее: «Если же и этому не вѣрите, духоборцы, то научитесь у Крестителя Предтечи Іоанна, Который видѣлъ Святаго Духа, сходящаго въ видѣ голубя съ неба и пребывающаго на Сынѣ; видите, что отъ Отца только Духъ исходитъ. Это ученіе содержитъ наша мать — святая Вселенская Апостольская Церковь и напаяетъ всѣхъ своихъ чадъ тѣмъ, что истекаетъ не изъ Эдема, а изъ Божественныхъ устъ Христа, сказавшаго слѣдующее: идите по всему міру, проповѣдуйте Евангеліе всей твари. Кто будетъ вѣровать и крестится, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ (Марк. 16, 15-16). И еще: Посему говорю вамъ: всякій грѣхъ и хула простятся человѣкамъ, а хула на Духа не простится человѣкамъ; если кто скажетъ слово на Сына Человѣческаго, простится ему; если же кто скажетъ на Духа Святаго, не простится ему ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ (Матѳ. 12, 31-32). Поелику Святымъ Духомъ всѣ Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповѣди, крестили и научили православной вѣрѣ въ разныхъ концахъ вселенной и передали правовѣрнымъ признавать четырехъ Евангелистовъ: Матѳея, Марка, Луку и Іоанна. Кто же присоединяетъ пятаго евангелиста, тотъ да будетъ проклятъ. «Кто соблазняетъ одного изъ братій, говоритъ Спаситель, достоинъ мученія», а кто всю вселенную соблазняетъ какъ вы, какое оправданіе тотъ найдетъ, чтобы избѣжать достойнаго мученія? Который изъ семи богоизбранныхъ Соборовъ говоритъ, что Духъ Святый исходитъ отъ Отца и Сына, или который изъ нихъ постановилъ правиломъ, чтобы мы приносили опрѣсноки и стригли волосы на бородѣ, какъ вы утверждаете? Будучи исполненъ семи лукавыхъ духовъ другихъ (въ противоположность семи соборамъ), въ какого Христа ты учишь вѣровать, духоборецъ, и преподаешь не Евангельское, а антихристово ученіе. Но пятаго Евангелиста мы не находимъ, кромѣ Магомета Сарацинскаго, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвелъ плевелы. А что касается вашихъ опрѣсночныхъ мертвыхъ жертвъ, то это іудейскій обычай. Но вы скажете: развѣ Христосъ не ѣлъ пасхи, будучи опоясанъ и держа посохъ въ рукахъ по Писанію? Да, скажемъ мы, Онъ ѣлъ пасху, но упразднилъ ее, какъ обрѣзаніе и многое другое, и потомъ, сидя съ 12-ю учениками, установилъ Свою пасху. Во время вечери Онъ, взявши хлѣбъ и благословивъ, преломилъ и далъ Своимъ ученикамъ, говоря: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое и проч. Вотъ истинное таинство. Сказано: взялъ хлѣбъ, т. е. квасный, а не прѣсный, какъ вы противозаконно дѣлаете и служите, и держитесь Аполлинаріевой ереси. Брить же волосы на бородѣ мы не научились ни изъ Ветхаго Завѣта, ни изъ Новаго, потому что въ Ветхомъ Завѣтѣ отъ первосозданнаго человѣка, праведниковъ и пророковъ и до Самаго Господа нашего Іисуса Христа нѣтъ объ этомъ никакого постановленія; въ Новомъ же ни Самъ Христосъ, ни Апостолы объ этомъ ничего не говорили, а также ни однимъ изъ святыхъ Соборовъ не было постановлено, ни правилами указано, что можно видѣть и слѣпому. Тебѣ же, окаянный духоборецъ, лучше бы не браду, а языкъ отрѣзать, чтобы онъ не изрекалъ хулы и соблазна и не приводилъ бы другихъ вмѣстѣ съ тобою къ погибели; лучше пусть сгніетъ худой членъ, дабы не повредилъ хорошихъ. Не вредятъ волосы на бородѣ, но то, что исходитъ извнутри изъ лукаваго сердца, а именно: злые помыслы, убійства, прелюбодѣянія, воровство, лжесвидѣтельство и хулы, находящіяся въ вашемъ помраченномъ умѣ, — это, а не волосы на бородѣ, оскверняетъ всякаго человѣка, а тѣмъ болѣе священника.

Жениховъ церкви немного, а Единъ, Который придетъ въ полуночи судить живыхъ и мертвыхъ: живыхъ — православныхъ, мертвыхъ — еретиковъ, каждаго по его дѣламъ. Просимъ однако васъ, други, познайте истинную Православную Вѣру, которая есть жизнь и просвѣщеніе нашихъ душъ и слѣдуйте ей такъ, какъ св. Отцы и священные Соборы, принявъ эту вѣру отъ святыхъ Апостоловъ, намъ передали и узаконили въ св. Сѵмволѣ, присовокупивъ: «если кто отниметъ или приложитъ къ нему, да будетъ проклятъ». А отъ этого грѣха (нарушенія Сѵмвола) никто не можетъ разрѣшить преступниковъ и освободить отъ приготовленныхъ мученій. Послушайте, возлюбленные, и перейдите отъ зла къ добру, дабы не подвергнуть своихъ душъ мукамъ вѣчнымъ».

Но для беззаконныхъ латино-папистовъ эти слова блаженныхъ мужей были также непріятны, какъ для волковъ камни изъ пращи; они бросились къ нимъ и зажгли со всѣхъ сторонъ св. обитель. Причиной всѣхъ этихъ несчастій былъ нарушитель закона нечестивый Палеологъ, новый этотъ Навуходоносоръ. Преподобные и богоносные отцы наши, подобно тремъ отрокамъ окруженные пламенемъ, стоя на башнѣ (пиргѣ), возсылали молитву ко Христу, говоря: «Владыко, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, Единородный Сыне и Слове Божій, давый Себе яко Агнца непорочнаго на закланіе за родъ человѣческій! Ты Господи, изліявый пречестную кровь Свою ради Церкви Твоея и рекій, яко врата адова не одолѣютъ ей, сохрани Церковь Твою отъ волковъ, губящихъ ю. Умножи, Господи, достояніе Твое по всей вселеннѣй отъ конецъ и до послѣднихъ земли; ересь сію низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребій Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклоненъ и нерушимъ во вѣки; пребывающія же въ немъ освяти и прослави съ Тобою, милующія ихъ помилуй; кровы5 святыхъ Твоихъ воздвигни во славу Твою и въ память нашу; и сію молитву отъ устъ нашихъ пріими, яко кадило благоуханія, и призри на ны, якоже призрѣлъ еси на жертву Авраамову и на всесожженіе Іефѳаево, и воспріими ны, яко благъ и человѣколюбецъ».

По окончаніи молитвъ былъ свыше голосъ: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.

Мучители, услышавъ этотъ внезапный голосъ, ужаснулись, но мракъ, лежащій на ихъ умственныхъ очахъ помѣшалъ имъ понять случившееся, такъ какъ Духъ Святый, Котораго они хулили (то есть оскорбляли, чтили не должнымъ, не истиннымъ, не подобающимъ Его чествованіемъ и преслѣдованіями и мучительствами истинно исповѣдывавшихъ Его), не пришелъ разогнать этотъ мракъ.

Блаженные отцы предали души свои въ руцѣ Божіи, скончавшись «во огни пламенни», 10 октября 1276 года отъ Рождества Христова. Всѣхъ святыхъ страдальцевъ числомъ было 26; изъ нихъ монаховъ было 22 и 4 мірянина. Имена послѣднихъ нигдѣ не записаны, имена же монаховъ слѣдующія: Ѳома, Варсануфій, Кириллъ, Михей, Симонъ, Иларіонъ, Іаковъ, Іовъ, Кипріанъ, Савва, Іаковъ, Мартиніанъ, Косма, Сергій, Мина, Іосифъ, Іоанникій, Павелъ, Антоній, Евѳимій, Дометіанъ и Парѳеній. Изъ нихъ первый, т. е. Ѳома, былъ, какъ сказано выше, игуменомъ, и велъ главнымъ образомъ споръ съ богомерзкими латинянами. Послѣдній же, т. е. Парѳеній былъ экклесіархомъ; онъ былъ снесенъ огненнымъ пламенемъ съ башни на землю (и — должно быть внутрь монастыря, или же по уходѣ латинянъ, а иначе они не оставили бы его въ живыхъ) и не тогда же умеръ, но проживши еще 30 дней и разсказавши о всемъ происшедшемъ скрывшимся на время и потомъ возвратившимся братіямъ. Блаженный Парѳеній предалъ душу свою Богу въ 10 день ноября, получивъ вѣнецъ мученическій съ прежде пострадавшими братіями.

Въ Римѣ не довѣряли Михаилу Палеологу, ибо и тамъ хорошо знали его двуличность и неискренность. Папы предъявляли ему требованія за требованіями съ цѣлію совершенно подчинить себѣ восточное Православіе и, наконецъ, объявили Михаила отлученнымъ отъ церкви. Желая убѣдить папскихъ посланцевъ въ своей приверженности къ Римской церкви, Михаилъ показывалъ имъ заключенныхъ въ темницу и содержимыхъ въ оковахъ за твердость въ Православіи, своихъ родственниковъ, Андроника и Іоанна Палеологовъ, Мануила и Исаака Раулей. Послѣднихъ онъ даже ослѣпилъ вмѣстѣ съ другими подвижниками благочестія. Жестокость Михаила усиливалась подозрѣніемъ, что всѣ противники уніи готовы покуситься на низложеніе его съ престола, на который онъ восшелъ чрезъ преступленіе. Но всѣ его старанія и звѣрства были напрасны: онъ ни въ чемъ не успѣлъ.

Во время похода противъ Іоанна Дуки, князя Эпирскаго Михаилъ заболѣлъ и умеръ (въ декабрѣ 1282 г.) въ лагерѣ близъ города Верріи, не присоединенный къ церкви западной и отлученный отъ церкви восточной. Общее негодованіе за его жестокости и отвращеніе были такъ велики, что находившійся при немъ сынъ его Андроникъ не посмѣлъ совершить надъ нимъ царскаго погребенія, а велѣлъ ночью похоронить его въ близъ лежащемъ монастырѣ. А вдовствующая Царица Ѳеодора принуждена была обнародовать исповѣданіе, которое заканчиваетъ такъ: «Царствѣнность моя, по благодати Божіей, еще и тогда, когда началось это дѣло, весьма тяготилась имъ, и едва терпѣла необычайность и новость его, даже негодовала, хотя и не постигала всей опасности отъ него, а теперь негодуеть тѣмъ болѣе, что ясно видитъ худой конецъ онаго недобраго замысла... Поелику же Церковь Божія осудила Векка (патріарха) за хульные догматы его, и съ нимъ Мелитиніота и Метохита, какъ единомысленниковъ, и ославила, и отлучила отъ общенія съ собою, то и Царственность моя, вслѣдствіи такого рѣшенія ея, достодолжно считаетъ ихъ отобщенными и отверженными. А такъ какъ сія же святая Церковь Божія опредѣлила не удостоивать уставныхъ поминовеній и скончавшагося супруга моего, и владыку, и царя за помянутое дѣло и смятеніе, то Царственность моя, предпочитающая всему страхъ Божій и покорность святой Церкви, любитъ и принимаетъ и это опредѣленіе ея, и никогда не понудить ее совершать поминовеніе души владыки моего, и царя, и супруга, или что-либо другое сверхъ заповѣданнаго мнѣ. Ибо согласоваться во всемъ съ Церковію Божіею и слѣдовать ей хочетъ Царственность моя, устрояющая такимъ образомъ спасеніе свое, и желающая явно исповѣдать предъ всѣми Вѣру свою, которую приняла отъ отцовъ, сохранила до настоящаго времени и сохранитъ до конца, будучи хранима силою создавшаго и воцарившаго ее милосердаго Бога».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий