Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ

Патріархъ — измѣнникъ и предатель — Іоаннъ Веккъ, только изъ угожденія царю-похитителю и ради патріаршества измѣнившій Православію, тотчасъ же послѣ смерти Михаила тайно оставилъ патріаршій престолъ а потомъ на помѣстномъ Соборѣ въ Константинополѣ, онъ былъ отлученъ отъ Церкви (дондеже аще раскается) вмѣстѣ со своими единомышленниками... Унія и сторонники уніи были преданы анаѳемѣ...

Такимъ-то образомъ закончились вынужденныя старанія Палеолога и преступныя услуги ему Векка; коварные же замыслы латинъ и прельщенныхъ и увлеченныхъ ими латиномудренныхъ не удались ни на Аѳонѣ, ни въ Константинополѣ, ни въ другихъ мѣстахъ тогдашней Византійской имперіи, а замученные ими предстоятъ на небесахъ въ ликахъ святыхъ мучениковъ и прославляютъ укрѣпившаго и прославльшаго ихъ Господа.

*     *     *

Икона, отъ которой старецъ слышалъ голосъ Богоматери, предварявшій Зографскихъ иноковъ извѣстіемъ о приближеніи враговъ, осталась при страдальцахъ въ пиргѣ; но ее нашли впослѣдствіи неповрежденною подъ развалинами и насыпью пожарища.

Въ память этого дивнаго событія икона сія поставлена мѣстною въ нарочито устроенномъ впослѣдствіи особомъ храмѣ-параклисѣ въ честь преславнаго Успенія Богоматери, и неугасимая лампада постоянно тихо разливаетъ свой слабый, но никогда не замирающій свѣтъ предъ ликомъ Преблагословенной Дѣвы Маріи — небесной Покровительницы и верховной игуменіи Аѳона и въ немъ иночествующчихъ. Икона Божіей Матери очень темна и кажется нѣсколько въ обновленномъ видѣ: въ свое время она, какъ замѣтилъ еще покойный Святогорецъ Серафимъ (въ схимѣ Сергій † 1853 г.)6, была едва ли отчасти не мозаической работы; пламень произвелъ на нее слабое дѣйствіе, какъ бы только въ свидѣтельство, что она точно была въ пламени и что пламень произвелъ на ней начтожные слѣды вспожирающей силы. Въ 1847 г. святая икона обложена новою серебряного позлащенною съ стразовымъ вѣнцомъ ризою7, пожертвованною схимонахомъ Серафимомъ Комаровымъ, жившимъ и скончавшимся въ Пантелеимоновомъ монастырѣ на Аѳонѣ. Икона эта называется «Акаѳистною» и «Предвозвѣстительницею». Самое мѣсто, гдѣ было чудесное отъ иконы откровеніе или предвозвѣщеніе, до нынѣ называется у Болгаръ «Херово», отъ греческаго «хе́ре» — радуйся, что приблизительно означаетъ «Обрадованное».

Съ недавняго времени и именно съ 1873 г., въ память избавленія обители Зографской отъ распространившагося съ нагорной стороны монастыря сильнаго лѣсного пожара, угрожавшаго монастырю, случившагося въ этомъ году 28 іюля, который потухъ тотчасъ же, какъ только взяли святую эту икону и при пѣніи молебна пошли съ нею и обошли монастырь со стороны приближавшагося пламени, установили совершать ежегодно и совершаютъ въ Зографѣ на 28-іюля особое всенощное бдѣніе въ благодарность Богоматери, а послѣ божественной литургіи бываетъ крестный ходъ съ этой иконой вокругъ монастыря. Замѣчательно, что огонь дошелъ до той черты — тропинки, гдѣ была пронесена св. икона Царицы Небесной и дальше не переступилъ 8.

Въ сочиненіи профессора Императорской Академіи Наукъ Н. П. Кондакова «Памятники Христіанскаго искусства на Аѳонѣ» С.П.Б. 1902 г. на стр. 157 сказано объ этой иконѣ Божіей Матери съ отрицаніемъ ея древности. Но г. профессоръ дважды погрѣшилъ; во-первыхъ, онъ назвалъ эту икону «большою», тогда какъ она малая — всего только восемь вершковъ, а во-вторыхъ, видѣлъ и снялъ своимъ аппаратомъ (стр. 158) не эту, а совсѣмъ другую, которую онъ самъ счелъ списанною съ «Одигитріи». Самый снимокъ (№ 60) доказываетъ его погрѣшность и напрасное обличеніе имъ Аѳоно-Зографцевъ, якобы въ лживости ихъ...

Небесное знаменіе.

Пиргъ, или башня, въ которой пострадали святые преподобномученики и въ цѣлости сохранилась святая икона Божіей Матери, отчасти стояла еще до 1873 г. но такъ какъ она закрывала собою новое сѣверное зданіе обители и по ветхости угрожала паденіемъ, то необходимо было ее разобрать. А для того, чтобы незабвенно было мѣсто мученическаго подвига святыхъ, братія обители единодушно пожелали поставить на томъ мѣстѣ памятникъ. Въ томъ же 1873 г., памятникъ и былъ воздвигнутъ; освященіе его предположено было совершить въ день памяти святыхъ. — Насталъ этотъ день. Съ вечера, вскорѣ по захожденіи солнца, началось всенощное бдѣніе. Ночь была безлунная и освѣщалась только слабымъ свѣтомъ звѣздъ. Въ природѣ была тишина. Ровно въ полночь, когда въ церкви послѣ первой каѳизмы читалось «житіе и страданіе святыхъ», надъ церковью вдругъ появился огненный столпъ и освѣтилъ обитель и ея окрестности столь великимъ свѣтомъ, что можно было видѣть и узнавать всѣ предметы, какъ въ обители, такъ и внѣ ея. Дивный столпъ этотъ, постоявши надъ церковью три или четыре минуты, прошелъ къ памятнику и остановился надъ нимъ на нѣсколько минутъ. Потомъ сталъ возноситься вверхъ и, наконецъ, превратился въ кругъ, какъ-бы вѣнчая собою памятникъ и мѣсто страданія преподобномучениковъ. Все это явленіе продолжалось до 15 минутъ. Очевидцами были многіе изъ братій обители и пришедшихъ на праздникъ скитянъ и пустынниковъ.

Самъ Господь Богъ Вседержитель явнымъ небеснымъ знаменіемъ въ послѣдніе наши дни надъ самымъ памятникомъ, на мѣстѣ страдальческой кончины иноковъ-исповѣдниковъ, предъ освященіемъ его, на самый день памяти ихъ, при самомъ чтеніи въ соборной Церкви повѣсти о нашествіи на Аѳонъ и на Зографъ латинъ, о преніи ихъ страдальцевъ сь латинами и о сожженіи ихъ, воочію всѣхъ явно и чудесно показалъ, что Ему благопріятенъ подвигъ сихъ страдальцевъ за истинную вѣру и за преданность святой Восточной Церкви, и что Онъ принялъ ихъ подвигъ болѣе пріятный, нежели жертва Авраамова и всесожженіе Ефѳаево, — принялъ и потому, что вмѣстѣ съ ними и Самъ Онъ страдалъ и спострадалъ имъ...

А Всепречистая, Всепреблагословенная, Всепренепорочная Приснодѣва Владычица Богородица, Неусыпаемая Назирательница, Божественная Экономисса и Небесная Игуменія Аѳона, Своего земнаго Удѣла и священнаго Вертограда — чудесно, чрезъ Свою икону и Своего раба-избранника предъизвѣстила своихъ ополченцевъ — иноковъ о нашествіи нежданныхъ звѣронравныхъ и богопротивныхъ латинъ, съ ихъ непрошенной и всѣмъ и истинно-православнымъ навязываемой «уніей», многажды на православныхъ соборахъ преданной отлученію — анаѳемѣ... И этимъ самымъ какъ бы засвидѣтельствовала Ея особое великое благоволеніе къ тѣмъ, кто православно, истинно чтитъ Ея... Рабу Господню (Лук. 1, 38) и Матеръ Христа Бога нашего, и что Ей и Сыну Ея и Богу противны тѣ, которые огнемъ и мечемъ и всякими насиліями и неправдами распространяютъ вѣру во Христа, съ примѣсью своихъ заблужденій и неправыхъ ученій о Богѣ Отцѣ, о Богѣ Сынѣ и Богѣ Духѣ Святомъ; и о Ней Всепреблагословеннѣйшей, — изрекшей нѣкогда: величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ (Лук. 1, 46-47).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий