Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ

Ежегодное торжество на Аѳонѣ Восточнаго Православія надъ римскимъ латино-папизмомъ.

Въ этомъ Зографскомъ монастырѣ на Аѳонѣ ежегодно 10 октября — торжественно празднуется память сихъ святыхъ двадесяти шести преподобномучениковъ. Съ вечера наканунѣ, спустя часъ по заходѣ солнца, начинается всенощное бдѣніе по нарочито составленной службѣ святымъ преподобномученикамъ и совершается почти всю ночь, оканчиваясь предъ разсвѣтомъ; прекрасный мраморный памятникъ, устроенный на мѣстѣ страдальческой кончины святыхъ исповѣдниковъ, украшается гирляндами изъ зеленыхъ вѣтвей съ цвѣтами и освѣщается фонарями. Предъ иконою святыхъ страдальцевъ внутри памятника всегда теплится неугасаемая лампада. Есть и особый храмъ-памятникъ въ честь сихъ святыхъ преподобномучениковъ, благолѣпно устроенный въ новомъ корпусѣ, высоко надъ святыми вратами. Божественная литургія въ этотъ день-праздникъ совершается въ главномъ соборѣ во имя святаго великомученика Георгія самимъ настоятелемъ-архимандритомъ соборнѣ со множествомъ священноиноковъ...

Послѣ заамвонной молитвы всѣ священнослужители въ священныхъ облаченіяхъ и все множество монашествующихъ — общежителей и скитянъ, монастырскихъ работниковъ и случающихся русскихъ поклонниковъ-богомольцевъ выходятъ чрезъ западныя врата и, обойдя соборъ, идутъ къ памятнику. Впереди несутъ хоругви, затѣмъ горящіе подсвѣщники: іеродіаконы съ кадилами, наполненными ѳиміамомъ; одинъ изъ іеромонаховъ несетъ небольшой серебряный ковчежецъ съ задымленными и благоуханными частицами святыхъ мощей святыхъ преподобномучениковъ, двое другихъ — несутъ иконы Пресвятыя Богородицы «Акаѳистныя-Предвозвѣстительницы» и сихъ преподобномучениковъ. На колокольнѣ производится торжественный звонъ. Подойдя къ памятнику съ западной стороны и обратившись къ востоку, поютъ тропарь святымъ преподобномученикамъ, гласъ первый:

«Преподобнострадальный, богоизбранный полкъ двадесять и шесть божественныхъ обители Зографскія отцевъ, изобличившихъ латинское заблужденіе и нужную смерть огнемъ на столпѣ претерпѣвшихъ: Ѳому пастыреначальника и священнаго Варсануфія со славнымъ Парѳеніемъ, и прочихъ сострадальцевъ вси въ тойже обители живущіи, собравшеся пѣсньми почтимъ: сіи бо Троицѣ о насъ молятся».

И кондакъ имъ же, гласъ осьмый:

«Обители нашея предстатели и хранители, священныя преподобнострадальцы, двадесять и шесть, латинскую гордыню низложившія, и огненное сожженіе претерпѣвшія, и вѣнчанныя достойно восхвалимъ, вопіюще: радуйтеся, преподобнострадальніи».

Потомъ читается общее святымъ исповѣдникамъ Евангеліе (Лук. 12, 8-12), которое прочитываетъ самъ настоятель-архимандритъ — и всегда такъ выразительно, что невольно желательно и здѣсь привести его цѣликомъ.

«Рече Господь: всякъ, иже аще исповѣсть Мя предъ человѣки, и Сынъ человѣческій исповѣсть его предъ ангелы Божіими. А отвергійся Мене предъ человѣки, отверженъ будетъ предъ ангелы Божіими. И всякъ, иже речетъ слово на Сына человѣческаго, оставится ему: а на Святаго Духа хулившему не оставится. Егда же приведутъ вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвѣщаете, или что речете: Святый бо Духъ научитъ вы въ той часъ, яже подобаетъ рещи».

Затѣмъ произносится сугубая эктенія: 1) о Благочестивѣйшемъ Государѣ (нашемъ Всероссійскомъ) Императорѣ... о Супругѣ Его... о Наслѣдникѣ Его... о всей палатѣ и воинствѣ Ихъ, 2) о архіепископѣ нашемъ... 9 3) о архимандритѣ и игуменѣ нашемъ... 10 со всею о Христѣ братіею и 4) за всю братію и за вся православныя христіаны. По обычномъ возгласѣ настоятеля-архимандрита съ тою же торжественностію возвращаются въ соборъ, гдѣ и заканчивается Божественная литургія, при раздачѣ череднымъ іеромонахомъ св. антидора. Потомъ всѣ идутъ въ общую братскую трапезу. Настоятель идетъ со славою въ архіерейской мантіи и съ архіерейскимъ жезломъ. Впереди его идетъ чередной іеромонахъ въ обыкновенной мантіи и несетъ икону святыхь преподобномучениковъ-исповѣдниковъ, въ предшествіи пѣвчихъ, поющихъ тропарь страдальцамъ. На колокольнѣ торжественный звонъ. Здѣсь въ трапезѣ продолжается чтеніе повѣсти о страданіяхъ мучениковъ отъ папистовъ и похвалы общежительной жизни предъ своежительною, запечатлеваемой названіемъ «самочинною».

На этотъ праздникъ торжества Православія надъ римо-папизмомъ приходятъ изъ дальнихъ мѣстъ многіе бѣдные кавіоты и каливиты, называемые сиромахами, и всѣмъ имъ предлагается съ вечера ужинъ, а послѣ литургіи — обильный обѣдъ въ общей братской трапезѣ.

На всенощномъ бдѣніи передъ Шестопсалміемъ, послѣ первой и второй каѳизмъ, прочитывается, а потомъ дочитывается въ братской трапезѣ «Повѣсть о нашествіи папистовъ на Святую Гору Аѳонскую, въ ней же о страданіи 26 преподобномучениковъ Зографскихъ повѣствуется».

Памятникъ, воздвигнутый на мѣстѣ страдальческой кончины святыхъ преподобномучениковъ, сдѣланъ изъ мрамора и поставленъ на каменномъ фундаментѣ на мѣстѣ древней пирги, часть фундамента которой еще до недавняго времени виднѣлась неразобранною наравнѣ съ поверхностью земли. Памятникъ окруженъ со всѣхъ сторонъ желѣзной рѣшеткой. На всѣхъ четырехъ сторонахъ памятника крупными буквами по-славянски написано всѣ касающееся устройства его и событія, въ память котораго онъ поставленъ.

На западной сторонѣ, какъ разъ посрединѣ, устроенъ кивотъ, въ которомъ за стеклянной дверкой написано на стѣнкѣ изображеніе этого событія и находится икона святыхъ преподобномучениковъ; предъ ними теплится неугасаемая лампада. На изображеніи видна высокая монастырская пирга-башня: внизу разъяренные латины разводятъ огонь, который уже прорывается чрезъ окна. Наверху стоять всѣ 26 мучениковъ. У нѣкоторыхъ развернуты свитки, которые они показываютъ стоящимъ внизу латинамъ. На одномъ свиткѣ написано: «Вземъ хлѣбъ квасный, а не прѣсный, якоже вы творите беззаконно»; на другомъ: «Во Святомъ Символѣ аще кто отложитъ или приложитъ, анаѳема да будетъ»; на третьемъ: «Окаянный духоборецъ, не вредятъ власы брадныя, но исходящая изъ внутренняго и лукаваго сердечнаго сокровища»; на четвертомъ: «Милующія насъ помилуй; кровы 11 святыхъ Твоихъ воздвигни во славу Твою и въ память нашу». Внизу латины написаны съ приподнятыми кверху лицами и съ развернутымъ свиткомъ: «Отверзите намъ, господіе, отверзите: Евангеліе Христово учимъ».

На южной сторонѣ памятника сверху маленькая виньетка: «Яко жертва Господеви огнесожженныя 26 въ лѣпоту явишася: яко приношеніе Тебѣ, Спасе, испеченныя 26 на столпѣ, предложишася». А потомъ сверху и донизу: «Имена святыхъ 26 преподобномучениковъ, здѣ пострадавшихъ, суть сія: Игуменъ Ѳома, Варсануфій, Кириллъ, Михей, Симонъ, Иларіонъ, Іаковъ, Іовъ, Кипріанъ, Савва, Іаковъ, Мартиніанъ, Косьма, Сергій, Мина, Іосифъ, Іоанникій, Павелъ, Антоній, Евѳимій, Дометіанъ и Парѳеній. Четыре имени неизвѣстны».

На восточной сторонѣ: «На семъ мѣстѣ въ бывшемъ пирзѣ святіи 26 преподобномученицы Зографстіи, ради добляго исповѣданія Православныя вѣры отъ латинъ сожжени быша при благочестивомъ Болгарстѣмъ Царѣ Константинѣ Тисѣ Асѣнѣ, отступницѣ же отъ Православныя Восточныя Церкви Греческомъ Царѣ Михаилѣ Палеолозѣ и латиномудрствующемъ Патріарсѣ Іоаннѣ Веккѣ въ лѣто отъ Христа 1276 мѣсяца октября 10 дня».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий