История Тобольской Казанской иконы Богоматери

Чугреева Н.Н.

Икона Богородицы Тобольская Казанская Город Тобольск, основанный в 1587 г. казацким отрядом воеводы Данилы Чулкова в устье реки Тобол при ее впадении в Иртыш, в 1620 г. стал центром огромной Сибирской епархии. Патриархом Филаретом в Тобольск был направлен архиепископ Киприан (1620 — 1624), бывший архимандрит новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, ставший первым архипастырем Сибири1.

В Тобольск патриарх Филарет и царь Михаил Федорович посылали иконы, материалы для их написания, книги, колокола, направили иконописцев из Сольвычегодска и Великого Устюга2. Почитание Казанского образа Богоматери в этих центрах было очень велико. Одним из искусных тобольских иконописцев считался протодьякон тобольского Софийского собора Матфей Мартынов, привезенный из Новгорода или Костромы архиепископом Киприаном3. По заказу владыки Киприана протодьяконом Матфеем были исполнены два запрестольных образа Богоматери, поновлены иконы, пожертвованные в первую тобольскую Троицкую церковь царем Федором Иоанновичем, а затем перенесенные в Софийский собор. В 1637 г., уже в преклонном возрасте, протодьякон Матфей написал икону Богоматери Знамение, получившую название Абалацкой (по селению Абалак под Тобольском), прославившуюся многочисленными чудотворениями.

Главный деревянный пятиглавый Софийский собор тобольского Кремля, выстроенный при архиепископе Киприане между 1621 и 1624 гг., сгорел в пожаре 1643 г., истребившем почти всю нагорную часть города, и был заменен в 1646 — 1648 гг. тринадцатиглавым деревянным. Во второй половине XVII столетия Тобольск представлял собой цветущий город, через который проходил главный сибирский тракт. Тобольская епархия была самой обширной в России. На Большом Московском церковном соборе 1667 г. была учреждена Сибирская митрополия: "...в Царстве Сибирском в Тобольске, со окрестными грады, вместо Архиепископии Митрополии быти"4. В 1683 — 1686 гг. на средства из государевой казны в Тобольске возводится каменный пятиглавый Софийский собор (освященный в честь Успения Богоматери), образцом для которого послужил собор Вознесенского монастыря Московского Кремля5, перестроенный к 1588 г. при царе Федоре Иоанновиче с ориентацией на формы кремлевского Архангельского собора6.

Казанская деревянная церковь существовала в Тобольске уже в первой четверти XVII века. Она располагалась на посаде, около острога с соборным Софийским храмом. По сведениям дозорной книги 1624 г. в ней стоял тябловый иконостас, деисусный чин которого состоял из шестнадцати икон «на празелени». Пядничная икона Богородицы Казанской помещалась в киоте. Она имела серебряный позолоченный басменный оклад «с трубами» (то есть формой двойного ковчега), венцы и гривна были золоченые сканые с эмалями, к гривне привешивались серебряные позолоченные серьги с жемчугом и бирюзой. В прикладе имелись золоченые и незолоченые серебряные копейки7. Небольшие по размерам Казанские иконы-пядницы могли привозиться из разных мест, в том числе из Москвы. После Смутного времени уже при первых государях династии Романовых Казанский образ стал новой государственной святыней. В 1640 г. в Тобольск крестьянами князя Д. М. Пожарского, горячего почитателя Казанской иконы, было доставлено 300 пядничных икон8, среди которых, по всей видимости, были и Казанские иконы Богоматери.

Особым почитанием Казанский образ стал пользоваться в Тобольске с 1661 года. Событие прославления Казанской иконы связано с древнейшим в Сибири тобольским мужским монастырем, именующимся с 1623 г. Знаменским (он был переведен из Успенского на горе в нижнюю часть города). По значению Знаменский монастырь сравнивали с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами. Он являлся центром духовной жизни Сибирского края. Первые архиепископы Тобольские и Сибирские обычно останавливались в Знаменском монастыре.

О прославлении в 1661 г. в Тобольске иконы Богородицы Казанской повествует специальное Сказание, хранившееся в Знаменском монастыре. Оно излагается в изданиях, посвященных Тобольской Казанской иконе, исторических очерках9. В настоящее время Сказание известно в семи списках XVII-XVIII вв. (РНБ, БАН, РГБ, РГАДА), в двух редакциях10. События, связанные с Тобольским Казанским образом описаны в «Сибирской хронографии» (Черепановской летописи), завершенной автором летописи И. Л. Черепановым около 1760 г. и распространившейся во многих списках11.

Согласно тексту Сказания, весной 1661 г. в Тобольске появились большие ядовитые жуки, «великие мухи», от укусов которых жестоко страдали и люди, и животные. Летом шли беспрерывные дожди, грозя разливом Иртыша и Тобола. В канун празднования Казанского образа дьячек Знаменского монастыря Иоанникий читал в храме известную Повесть (Сказание) о явленной в 1579 г. в Казани иконе Богородицы, написанную митрополитом Казанским Ермогеном и разошедшуюся по России во множестве списков (известна в авторской рукописи)12. Дойдя до места, где говорилось о неверии архиепископа, Иоанникий неожиданно упал, а когда очнулся, рассказал настоятелю монастыря архимандриту Иосифу и иеромонаху Макарию о бывших ему ранее явлениях некоего Святителя (по виду похожего на Иоанна Златоуста или митрополита Московского Филиппа). Святитель повелел за три дня выстроить деревянный Казанский храм недалеко от монастырской церкви Трех Святителей и перенести туда образ Богородицы Казанской, стоявший лицом к стене в чулане на паперти этой церкви (ранее образ находился в иконостасе Крестовоздвиженского храма). Праведный гнев Божий на Тобольск, сказал Святитель, вызван грехами людей, которые не воздают должное Богу и Пречистой Богородице, а вместо чтения псалмов и пения духовных песен непрестанно скверно бранятся. Эта брань не дает покоя на небесах, а на земле воздух от этого наполняется смрадным дымом.

В три дня деревянная Казанская церковь в Знаменском монастыре была выстроена, а на четвертый освящена. Когда начали строить храм, мороз и сильный ветер уничтожили «великих мух», и вскоре установилась хорошая погода. С крестным ходом Казанскую икону из Трехсвятительской церкви перенесли в новый Казанский храм. В 1677 г. он сгорел от попадания молнии, но почитаемую икону Богородицы вынесли из огня. В 1677 г. деревянную Казанскую церковь вновь отстроили13. В 1767 — 1769 гг. она была заменена каменной двухэтажной «в готическом вкусе» с церковью святителя Николая в нижнем этаже. Храм имел трапезную, с его южной стороны была устроена каменная галерея с окнами и лестницей для входа в Казанскую церковь14.

Тобольская Казанская чудотворная икона была небольшой: 6×5 вершков (26,7×22,3 см)15. Подобный размер имел и явленный в 1579 г. в Казани чудотворный образ Богородицы. В описи церковного и ризничного имущества тобольского Знаменского монастыря 1809 г. почитаемая Казанская икона названа "шестилистовой"16 (по числу использованных листов сусального золота). В Казанской церкви существовало еще несколько икон Богородицы Казанской: в алтаре, храмовая — слева от Царских врат, в нижнем храме святителя Николая.

Судьба чудотворной Тобольской Казанской иконы неизвестна. Сохранилась ее архивная фотография начала XX в., рядом с которой имеется надпись: "Тобольская Казанская. В Тобольск. Знаменск. мон."17. По иконографии образа, типу ликов Богоматери и Христа, манере письма с широкими белильными высветлениями икону можно ориентировочно датировать серединой XVII столетия, но не исключено, что она относилась к более раннему времени и позднее прописывалась.

Тобольская Казанская икона вставлялась в доску с шитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями ризой, относившейся, видимо, к первой половине XVIII века. По сторонам были изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (храм во имя этих святых находился в Знаменском монастыре до пожара 1759 г.), а вверху — Коронование Богоматери18. Внизу «посреди ткани» имелись силлабические стихи, посвященные Богоматери19. Они могли появиться, вероятнее всего, после 1702 г., когда на тобольскую архиерейскую кафедру стали назначаться малороссияне, многие из которых были выпускниками Киевской духовной академии. Первое училище, ставшее впоследствии семинарией, было открыто в Тобольске в 1702 — 1703 гг. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (Лещинским). Настоятель тобольского Знаменского монастыря архимандрит Михаил (Миткевич) стал первым преподавателем богословия и ректором Тобольской семинарии, куда были приглашены наставниками киевские иеромонахи Савватий (Исаевич) и Вениамин (Бялковский).

В переписи ценного имущества Знаменского монастыря 1757 г. среди «окладных» икон значится Казанская, видимо, прославившаяся в 1661 году. Оклад ее был серебряным, позолоченным, резным с чеканными венцом и гривной, девятью большими и тридцатью малыми камнями в венцах, жемчужными обнизями20. Позднее икону могли украсить новым окладом. Опись 1855 г. представляет его серебряным, позолоченным, «чеканной работы», с тремя «белыми камнями» в венце на «алой фольге» (упоминающихся в описи 1809 г.), на венце Богоматери имелась корона с мелкими камнями, убрус был шит мелким жемчугом21. Камни на этом чеканном окладе описывались как драгоценные22.

В каменной Казанской церкви Знаменского монастыря Казанская Тобольская икона стояла за правым «чугунным» клиросом в резном позолоченном киоте на таком же "пьедестале"23. Это был киот с надписью об истории чудотворного образа (явившегося в царствование Алексея Михайловича, во время отсутствия архиепископа Симеона, бывшего в Москве при архимандрите Иосифе) и построении церкви «во имя Одигитрии Казанския». На юго-западной стороне киота обращал на себя внимание "древней живописи план Царьграда или Константинополя, заслуживающий особаго воспроизведения любителя старины"24. Не случайно здесь был план византийской столицы, где почиталась, как главная ее святыня, икона Богоматери Одигитрии. Казанская икона относится к особому иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Так она была названа «самовидцем» ее обретения в Казани в 1579 г. митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии Патриархом-мучеником. В XVII столетии после установления царем Алексеем Михайловичем в 1649 г. общерусского празднования Казанской иконы она становится главной русской Одигитрией.

Крестные ходы в Тобольске с чудотворным Казанским Тобольским образом совершались 8 июля, 22 октября и во вторник Светлой седмицы (традиция шествий по вторникам с иконой Богоматери Одигитрии существовала в Константинополе), но потом лишь 8 июля. К этому дню в Знаменский монастырь из Абалака приносилась сибирская святыня — Абалакский образ Богородицы Знамение, поставлявшийся затем в кафедральном Софийском соборе. Многотысячные толпы богомольцев стекались к 8 июля в Тобольск помолиться двум чудотворным иконам25. Крестный ход во вторник Светлой седмицы совершался впоследствии лишь братией Знаменского монастыря вокруг обители26.

В Тобольском церковном древлехранилище находился рукописный сборник XVIII в., содержащий описание чудес от иконы Спасителя в кафедральном Софийском соборе, Казанской иконы в Знаменском монастыре и Абалацкой иконы27. По свидетельству Сибирской Черепановской летописи, Тобольский Казанский образ прославился "во чудесех во всех Сибирских городах и в прочих селениях Российских"28. В XVII столетии в Сибири Казанский образ Богородицы уже широко почитался. Известно о строительстве здесь деревянных Казанских храмов, например, в 1650 г. в Исетском остроге, в 1679 г. при вратах Илимского острога (эта церковь реставрирована и находится в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» под Иркутском).
Сохранилась Казанская икона-пядница первой половины — середины XVIII в., происходящая из древлехранилища кафедрального тобольского Софийского собора (Тобольский музей)29. Судя по особенностям стиля, в котором прослеживается влияние мастеров Оружейной палаты, она могла быть написана в Тобольске. Традиции местного иконописания формируются здесь уже в XVII веке. Тобольск был тесно связан с Москвой, а также с другими важными художественными центрами Руси (Сольвычегодском, Великим Устюгом). Дошедшие до нас иконы Богородицы Казанской из регионов Сибири относятся к XVIII-XIX векам30.

В местном ряду иконостаса возвращенного Русской Православной Церкви тобольского кафедрального Софийского (Софийско-Успенского) собора помещается большая Казанская икона местного письма второй половины — конца XVIII века. Народным почитанием в Тобольске пользуется Казанский образ начала XX в. в кладбищенской церкви Семи отроков Эфесских, память которых совершается 22 октября, в день празднования «осенней» Казанской иконы.

Примечания:

1. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Новгородские летописи. Т. 3. СПб. 1841, с. 188 — 189.
2.  Дополнения к актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою Комиссиею. Т. II. СПБ. 1846, с. 265 — 266.
3.  Юрьевский А., свящ. Протодиакон Матфей Мартынов. Тобольское церковное древлехранилище. Тобольск. Вып. 1. 1902, с. 23 — 27.
4.  Деяния Московских соборов 1666 и 1667 гг. М. 1893, л. 84об.
5.  Хронологический обзор церковно-исторических событий Сибири, в 300-летний период ее существования. Тобольские епархиальные ведомости. 1883, N 8, ч. неоф., с. 167.
6.  Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Памятники культуры. Новые открытия (ПКНО). 1983. М. 1985, с. 468 — 482.
7.  Тобольск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М. 1885, с. 2.
8.  Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX в. Новосибирск. 1974, с. 163.
9.  Сулоцкий А., прот. Икона Казанской Божией Матери, что в Тобольском Знаменском монастыре. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб. 1864, с. 88 — 96; ЕГО ЖЕ. Сочинения в трех томах. Т. 1. О церковных древностях Сибири. Тюмень. 2000, с. 157 — 164; МАТВЕЕВ Д., свящ. Историческое описание Тобольского Знаменского монастыря и чудотворная Казанския икона Божией Матери, находящаяся в нем. Тобольск. 1899, с. 5 — 17; Хронологический обзор церковно-исторических событий Сибири в 300-летний период ея существования. Тобольские епархиальные ведомости. 1883, ч. неоф., N 3, с. 63 — 66; Сибирский П. По святым местам Сибири. Сибирский наблюдатель. Томск. 1902, кн. 9, с. 99 — 102.
10.  Ромадановская Е. К. Сибирские повести об иконах (XVII — начало XVIII в.). Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). Новосибирск. 1968, с. 84 — 85, 95 — 96; ЕЕ ЖЕ. Сказание о явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске. Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск. 1989, с. 45 — 58; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск. 2001, с. 192 — 195.
11.  Летопись Сибирская. Начало имеет от времени вступления в походе Атамана Ермака Тимофеевича, которым оная страна покорена Российской державе, и о всех произшедших в сей стране древних и по нынешнее время бывших делах. Собрана в Тобольску ямщиком Иваном Леонтьевым сыном Черепановым в 1760 году. Список с рукописи, принадлежащей библиотеке Тобольской духовной Семинарии. Первая половина XIX в., с. 246 — 247. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ТГИАМЗ), кп 12531.
12.  Государственный исторический музей (ГИМ). Синод, N 982.
13. Солодкин Я. Г. Тобольский Знаменский монастырь и сибирское летописание XVII века. Тюменский исторический сборник. Тюмень. 2009, с. 66.
14. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 834 (рукописи Синода), оп. 2, ед. хр. 3138. Опись церквам и церковному имуществу Тобольского Знаменского монастыря, составленная в 1855 г. и сверенная с наличностью вещей в 1856 г., л. 9об. -10 (Опись 1855 г.); Сулоцкий А., прот. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске и пространное Тобольского Софийского собора. М. 1852, с. 13 — 14.
15.  Сулоцкий А., прот. Икона Казанской Божией Матери..., с. 88.
16. Тобольский филиал государственного архива Тюменской области. (Тф ГАТО), ф. И-70, оп. 1, д. 88. Тобольский Знаменский мужской монастырь. Опись церковного и ризничного имущества 1809 г., л. 7об.
17.  Санкт-Петербургский филиал архива РАН, ф. 155 (Н. П. Кондакова), оп. 2, N 173. Надпись сделана, видимо, рукой Ф. И. Покровского, сотрудника Н. П. Кондакова, библиографа БАН, хранителя иконной лавки Комитета попечительства о русской иконописи. См.: Тункина И. В. Н. П. Кондаков: обзор личного фонда. Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб. 1995, с. 104, 106, 117.
18.  Опись 1855 г., л. 12.
19.  Сулоцкий А., прот. Икона Казанской Божией Матери..., с. 88 — 89.
20.  Тф ГАТО, ф. И-70, оп. 1, д. 10. Перепись ценного казенного движимого и недвижимого имения Тобольского Знаменского мужского монастыря 1757 г., л. 6.
21.  Опись 1855 г., л. 12.
22.  Сулоцкий А. Икона Казанской Божией Матери..., с. 88.
23.  Опись 1855 г., л. 12.
24.  Преображенская церковь в Тобольском Знаменском монастыре. Тобольские епархиальные ведомости, 1885, N 16, 17, ч. неоф., с. 394. Киот от Казанской Тобольской иконы находился впоследствии в Преображенской церкви Знаменского монастыря.
25.  Принесение в Тобольск Абалакской иконы Божией Матери. Тобольские епархиальные ведомости. 1883, N 13, 14, ч. неоф., с. 290 — 292.
26.  Архипастырское богослужение в Знаменском монастыре. Тобольские епархиальные ведомости. 1884, N 8, ч. неоф., с. 189.
27.  Тобольское церковное древлехранилище, с. 7.
28.  Летопись Сибирская, с. 247.
29.  ТГИАМЗ, кп 15365, ф. 2, N 266. Дерево, левкас, темпера, серебро, золочение. 30×25,5 см. Фрагментарное воспроизв.: Велижанина Н. Г. К истории иконописания в Западной Сибири. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск. 1987, с. 136, рис. 5.
30.  Сибирская икона. Омск. 1999. Кат. 22, 54 с илл.; Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Музейный комплекс им. И. Я. Словцова». Музей изобразительных искусств. Инв. ДИ — 34, 134, 163; НИ — 164, 178.

История Тобольской Казанской иконы Богоматери.
Вопросы истории,  № 6, Июнь  2011.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий