Празднованіе Тихвинской иконы Божіей Матери

 Прот. Григорій Дьяченко

Уроки изъ исторіи праздника: а) милость Богоматери къ нашему отечеству и б) своими грѣхами мы навлекаемъ на себя гнѣвъ Божій

Тихвинская икона Божией Матери

I. Тихвинская икона Богоматери, празднованіе коей совершается нынѣ, сперва находилась въ Константинополѣ, но за 70 лѣтъ до паденія этого города она явилась въ Россіи, въ предѣлахъ новгородскихъ, надъ водами Ладожскаго озера. Это было въ 1383 г., при великомъ князѣ Дмитріи Донскомъ.

Икона шествовала по воздуху, несомая ангелами, и остановилась при рѣкѣ Тихвинкѣ. Во время ея шествія многіе видѣли ее, и тамъ гдѣ она останавливалась, послѣ созданы были церкви. На мѣстѣ послѣдней остановки былъ созданъ деревянный храмъ Успенія. При неоднократныхъ пожарахъ въ этомъ храмѣ икона оставалась невредимою. Усердіемъ великаго князя Василія Іоанновича, вмѣсто деревяннаго храма былъ созданъ каменный, а въ 1556 г , чрезъ 173 года по явленіи иконы, здѣсь устроенъ мужской Тихвинъ монастырь. Въ 1613 г. обитель пострадала отъ шведскаго полководца Делагарди. Озлобленный неудачами въ войнѣ, Делагарди окружилъ обитель и сталъ непрестанно нападать на нее. Иноки, со множествомъ окрестныхъ жителей, затворились въ монастырь и возложили всю надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь. Въ это время одной благочестивой женщинѣ Маріи, за два года передъ тѣмъ пришедшей въ монастырь и исцѣлившейся отъ слѣпоты, явилась Богоматерь и сказала: «объяви всѣмъ, да возьмутъ икону Мою и обойдутъ по стѣнамъ вокругъ, и узрятъ милость Божію». Когда совершенъ былъ крестный ходъ съ иконою Богородицы вокругъ монастыря, враги пришли въ смятеніе и разбѣжались. При другомъ нападеніи Матерь Божія явилась чистому сердцемъ и богобоязненному послушнику Мартиніану вмѣстѣ съ свят. Николаемъ, Варлаамомъ Хутынскимъ и Зосимою Соловецкимъ и повелѣла изгнать изъ монастыря людей жизни порочной, за грѣхи которыхъ обитель страдаетъ. Это было исполнено: порочные люди были удалены, а вмѣстѣ съ ними сами собою удалились и войска шведскія, стоявшія подъ монастыремъ.

При новыхъ нападеніяхъ враговъ новыя молитвы предъ иконою Богоматери привлекали новую милость Божію. Особенно тяжко поражены были враги въ ночь на праздникъ Воздвиженія, 14-го сентября 1614 года. Эта побѣда дарована была также молитвами Богородицы. Врагамъ показалось, что съ стороны Москвы идутъ къ обители многочисленные полки вооруженныхъ воиновъ, со многими свѣтлыми крестоносными знаменами. Враги обратились въ бѣгство и, въ смятеніи, поражали другъ друга.

Чрезъ годъ шведскій полководецъ снова подступилъ къ монастырю и рѣшился разорить монастырь до основанія, чудотворную икону Богоматери изрубить на части и церковь, въ которой она находится, разметать по полю. Обитатели монастыря, узнавъ объ этой угрозѣ, хотѣли уйти въ Москву съ чудотворною иконою. Но икону не могли сдвинуть съ мѣста. И опять враги были поражены страхомъ и уже не дерзали, съ того времени, подступать къ обители.

Черезъ годъ послѣ этого прибыли въ монастырь царскіе послы для заключенія мира съ шведами. Снявъ списокъ съ чудотворной иконы, они отправились за 50 верстъ, на рѣку Сясь, и здѣсь, въ деревнѣ Столбово, предъ иконою Богородицы, 10 Февраля 1617 года заключили миръ. Въ память чудеснаго явленія иконы и неоднократнаго одолѣнія враговъ заступленіемъ Богоматери установленъ праздникъ иконы Тихвинской Божіей Матери.

II. Много уроковъ назиданія преподаетъ намъ исторія нынѣшняго праздника. Остановимся пока на двухъ.

а) Божья Матерь въ Своихъ чудотворныхъ иконахъ непрестанно изливаетъ Свое милосердіе къ православному и боголюбивому русскому народу за благочестивую жизнь и строгое православіе его предковъ.

Никто больше насъ не видалъ надъ собою милостей Ея и разнаго рода благодѣяній. Но чѣмъ теперь платимъ мы Ей за все, что Она сдѣлала и что дѣлаетъ для насъ? Стараемся ли продлить надъ собою Ея любовь и на будущее время? Много ли въ насъ этого старанія? Гдѣ въ насъ вѣра твердая нашихъ предковъ? Гдѣ духъ ихъ благочестія искренній? Гдѣ ихъ страхъ Божій нелицемѣрный? — И у самой доброй матери можетъ истощиться терпѣніе при неисправимости дѣтей. На Тебя наша надежда, Мати Божія! Не лиши насъ Своего покрова. Какъ древле помогла Ты обители Тихвинской въ побѣдѣ надъ врагами видимыми, такъ и намъ помоги въ борьбѣ съ развращеннымъ міромъ, всюду разставляющимъ сѣти для людей, неутвержденныхъ въ вѣрѣ и благочестіи, съ грѣхолюбивою плотію нашей, воюющею въ членахъ нашихъ противъ благаго ига Христова и легкаго бремени Его св. заповѣдей, и съ діаволомъ, который какъ левъ ходитъ, ища погубить христіанскія души.

Будемъ, братія, дѣятельно подражать благочестію и вѣрѣ нашихъ предковъ, привлекшихъ на нихъ покровъ и защищеніе Царицы небесной, чтобы и намъ не лишиться милости Ея.

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ исторіи нынѣшняго празднества, тотъ, что порочная жизнь людей и упадокъ истинной вѣры, привлекаютъ на нихъ гнѣвъ Божій въ видѣ разнаго рода бѣдствій и скорбей, и въ то же время удаляютъ и покровъ Богоматери отъ такихъ людей и не позволяютъ Ей оказать Свое материнское заступленіе. Такъ, при нападеніи на Тихвинскую обитель и городъ непріятелей, Царица небесная спасла ихъ отъ разоренія и опустошенія только тогда, когда по наставленію Ея были изгнаны изъ обители люди порочной жизни, грѣхи которыхъ были причиною гнѣва. Божія и попущенія нападенія враговъ. Да побудитъ же это и насъ, братія, при нашихъ молитвахъ къ усердной Заступницѣ рода христіанскаго, прежде всего раскаяться въ своихъ грѣхахъ и исправить свою жизнь, дабы сдѣлать наши молитвы богоугодными.

«Чтобы молитва была услышана Богомъ, говоритъ св. Іаковъ низибійскій, надо омыться, очиститься, перестать дѣлать зло, научиться дѣлать добро, полюбить правосудіе, оказывать помощь и защиту страждущимъ и угнетеннымъ».

III. Да поможетъ намъ Богъ, по молитвамъ Заступницы усердной рода христіанскаго, исполнить этотъ спасительный совѣтъ. (Свящ. Г. Д—ко).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий