Воскрешение дочери Иаира

Библейское сказание: от Луки (8, 41-56).

Воскрешение дочери Иаира. Евангелие от Марка 5:22-24, 35-42. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

«И вот пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом. Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и она была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его». По пути Иисус исцеляет женщину. В это время, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «… дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Пришед же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тот час же встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не рассказывать никому о происшедшем».

Воскрешение дочери Иаира. Илья Ефимович Репин

Вот под эту музыку создавал Репин свою загадочную и таинственную картину. И если музыка Бетховена сыграла в создании этого произведения такую важную роль, то, возможно, мы увидим ее влияние в композиции картины.

 

Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871. Х., м. ГТГ.  И. Е. Репин.

Тогда плавные триоли, которыми начинается соната – это не прописанные художником фигуры заднего плана, также мерно расположенные, как в музыке великого композитора. А трагические интонации мы видим в треугольнике, который образуют огоньки свечей, лицо Христа и Его руки, положенные на руки девочки…

В.Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871 год. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Картине «Воскрешение дочери Иаира» В. Д. Поленова, рассматривая этапы творчества художника, исследователи уделяют меньше внимания, вывод о ней сводиться к следующему: «Не отличаясь высоким качествами замечательного полотна Репина, величием его строя, картина Поленова сходна с ней своей реалистической трактовкой евангельской легенды как живой, жизненной сцены». Более мягко пишет Э. В. Пастон – крупный исследователь творчества Поленова: «Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображаемому. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой. Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла».

И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. Рисунок. Гос. Третьяковская галерея.

Таким образом, рассматривая «Воскрешение дочери Иаира» Репина, искусствоведы рассматривают его в контексте репинского творчества, как произведение созревшего мастера, позволяющее представить, какие навыки приобрел художник и с каким багажом приступил к самостоятельному творчеству. Работа же Поленова рассматривается только наряду с репинской и всегда в пользу последней. Хотя и «Воскрешение» Поленова стало значительной творческой вехой в судьбе художника на пути его дальнейшего развития, сам он в то время еще не определился со своими вкусами и не знал, к какому жанру творчества более склонен.

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871. Б., сепия, тушь, черн. карандаш, белила. 40,5×56,5. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова.

 

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят; дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

Гюстав Доре. Воскрешение дочери Иаира.

И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним.

Зеленский Михаил Михайлович. Воскрешение дочери Иаира

Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати.

 


 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий