Библейское сказание: от Луки (8, 41-56).
«И вот пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом. Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и она была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его». По пути Иисус исцеляет женщину. В это время, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «… дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Пришед же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тот час же встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не рассказывать никому о происшедшем».
Вот под эту музыку создавал Репин свою загадочную и таинственную картину. И если музыка Бетховена сыграла в создании этого произведения такую важную роль, то, возможно, мы увидим ее влияние в композиции картины.
Тогда плавные триоли, которыми начинается соната – это не прописанные художником фигуры заднего плана, также мерно расположенные, как в музыке великого композитора. А трагические интонации мы видим в треугольнике, который образуют огоньки свечей, лицо Христа и Его руки, положенные на руки девочки…
Таким образом, рассматривая «Воскрешение дочери Иаира» Репина, искусствоведы рассматривают его в контексте репинского творчества, как произведение созревшего мастера, позволяющее представить, какие навыки приобрел художник и с каким багажом приступил к самостоятельному творчеству. Работа же Поленова рассматривается только наряду с репинской и всегда в пользу последней. Хотя и «Воскрешение» Поленова стало значительной творческой вехой в судьбе художника на пути его дальнейшего развития, сам он в то время еще не определился со своими вкусами и не знал, к какому жанру творчества более склонен.

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят; дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним.
Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати.