Святитель Феолипт как обличитель расколов

Учение о месте духовенства в Церкви. Самые главные усилия раскольнической пропаганды направлены на то, чтобы посеять в душах православных подозрительность и недоверие к пастырям Церкви; через это происходит сначала попадание в «группу риска», когда человек формально еще не порвал связи с Церковью, но умом уже не является ее искренним чадом и заражен раскольническим духом, а затем происходит и формальное отпадение в раскол. Такая пропаганда наиболее успешна среди тех, кто мало знает учение о Церкви и пастырстве ее и кто уже в сердце своем допускает некоторое сомнение или пренебрежение к духовенству.

Поэтому святитель Феолипт много внимания уделяет разъяснению этих вопросов: «Вспомните заповедь: ”От всякого древа в раю ты будешь есть” (Быт. 2: 3). Рай есть Церковь Божия; деревьями же являются законные пастыри, в Церкви Божией рукополагаемые и посылаемые в назначенные им приходы православными епископами, дабы учить и исправлять каждого христианина.

Итак, приди в Церковь, которую Христос насадил и, оросив Своею кровью, пролитой на кресте, взрастил, чтобы она объяла в себе концы вселенной; в нее и ты… введен Христом-Спасителем, дабы уразуметь спасительные заповеди. Покорись данному тебе пастырю. Приобщись через него Богу. Послужи Христу через почтение к нему, ведь на пастырство он был послан и поставлен Христом… сказавшим своим ученикам: ”Идите, научите все народы” (Мф. 28: 19). Даровав в те дни благодать пастырства своим ученикам, а через них – во все времена епископам, Он и ныне освящает и спасает верных. И, подобно тому, как благодать Христова, даруемая архиереям, через них преподается и освящает народ, так и народ, припадая и приобщаясь к епископу, через него приобщается Христу и спасается. Ведь епископ есть посредник между Богом и людьми, за народ и от народа возносящий к Богу моления… и благодарения. Бодрствуя и ратуя, он примиряет с Богом оступившихся, а Бога умоляет даровать таковым прощение.

”Се Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28: 20) – слышишь, что говорит Господь Своим ученикам, дабы, когда помысел сомнения, придя, посеет в твоем сердце небрежение к священнику Божию, ты в тот же час обратил бы ум к Господнему обетованию, ведь оно обращено ко всем ценящим обещанную благодать? А о том, что это так, ты опять же узнаешь из сказанного Господом Отцу о Своих учениках: ”Не о них только молю, но и об уверовавших в Меня по слову их” (Ин. 17: 20). Видишь, что все сказанное ученикам обращено, несомненно, ко всем верным?

Поэтому почти рукоположение Христово… Если ты подошел к законному священнику, принимая его как своего пастыря, ты приблизился ко Христу и почтил Христа. А если ты принял Христа, то через Него ты принял и Отца и Духа Святого. Ибо Христос сказал: ”Принимающий вас Меня принимает; принимающий же Меня принимает Пославшего Меня” (Ин. 13: 20), от Которого Дух Святой исходит и в Сыне неотлучно пребывает. Если же ты пренебрегаешь священником, отвергаешь и не оказываешь ему почтение, то ты отверг Христа, ибо написано: ”И сказал Господь Самуилу: …не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8: 7)»19.

Святитель Феолипт говорит, что польза, которую православный христианин получает от Бога через священнослужителей, напрямую зависит от того, насколько искренне человек к ним подходит и насколько свободно его сердце от сомнений и пренебрежения к ним:

«Имеешь в сердце своем сомнение? Подойди к данному тебе пастырю. Уверуй во всей полноте, что через него с тобой беседует Бог. Открой свое сердце, вопроси его, ибо написано: ”Спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев твоих, и они скажут тебе” (Втор. 32: 7)… Если ты не очистишь стол своей души, учитель не сможет преподать тебе необходимые письмена. Если ты не изгонишь из своего сердца всякую неправду, лукавство, ложный стыд и спорливость, ты не сможешь познать праведность, истину и послушание. Ибо что общего у праведности с неправдой, у справедливости со злом, у кротости с высокомерием, у божественного знания с мнением человеческим?.. Ради тебя они получают благодать пастырства; пастырь – для пасомых, поэтому и называются так. Бог, желая привести людей к познанию истины и напоить их из источника спасения, во все времена выбирает и усовершает пастырей и благочестивых священников, ниспосылает им Свою благодать и исполняет их дарами; а через литургию и через поучения священников Он всем верным дарует познание Своей воли»21.

Отношение к грехам священнослужителей. Безусловно, арсениты при своей пропаганде использовали в полной мере случаи падения тех или иных священнослужителей для дискредитации священства как такового, а через это и самой Церкви в глазах верующих. Поэтому святитель Феолипт очень подробно и всесторонне рассматривает проблему грехов священнослужителей.

Он пишет: «Итак, сын мой, следуй своему пастырю, внимай спасительному слову, исходящему из уст его, и не умаляй его поучения по причине злой подозрительности против него, засеянной в тебе врагом или злым человеком. Но из-за предосудительной жизни его не отвергай, если и есть к тому непосредственный повод, его благого наставления и освящения, подаваемого через него. Ведь Господь сказал: ”Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте” (Мф. 23: 3).

Видишь, как нам предписано не отвергать наставлений законных пастырей из-за их нерадивой жизни? Если священник являет праведную жизнь, то желающему наследовать спасение следует считаться и с его словом, и с его поступками, потому что и то и другое может оказать пользу; у священников же, имеющих неподобающий образ жизни, речи же – полезные и спасительные, следует примечать и искать плод лишь в словах.

Мельник, беря пшеницу вместе с находящимися в ней плевелами, перемешивает все вместе, тогда и примешанное к пшеничной муке становится питательным хлебом… Так подобает поступать и извлекающему пользу из всего. Если вы увидите кого-то нерадиво проводящего свою жизнь, но советующего выгодное и полезное ближнему или творящего много благих дел, однако же допускающего некоторые слабости, то не стоит проходить мимо многих его достоинств, набрасываться же и порицать незначительные слабости, открывающиеся придирчивому взору… Напротив, ради достоинств надлежит умалять слабости, ради единого добра отвергать иное зло и через это сохранять апостольское наставление, предписывающее обращать зло в добро»21.

Обращается святитель и к примерам из святоотеческого наследия: «Некий мирянин собственными глазами увидел священника, у которого обычно окормлялся, впавшим в пагубу прелюбодеяния. На следующий же день, когда священник приносил бескровную жертву, он с твердой верой подошел к нему, дабы приобщиться из его рук святых даров. После причастия он попросил запечатлеть елеем свое чело, на котором распространилась проказа. Когда же печать была поставлена, проказа, подобно чешуе, отпала, и его чело явилось здоровым и чистым.

Какой бы ни был повод для суда над священником и кто бы ни желал этого суда, грех священника не умаляет благодати, но благодать действует ради достоинства священнического сана, дабы мы, приступая к священнику, понимали, что не к человеку, но к Богу приступаем, через него подающему нам дары и освящающему нас… Падение священника не оскверняет его веру, и, с другой стороны, возвышенная жизнь священника не поможет человеку, стесненному неверием. Священник, будучи преисполнен всякой немощи, как человек не может принести тебе никакой пользы, как и ты, в свою очередь, не можешь помочь ему, ибо причастен той же немощи…

О недостойном священнике мысли так: Бог ради достоинства священного сана действует через него, за беспечность же его жизни Он судит его в тот день, когда каждому надлежит дать отчет, ведь суд принадлежит Богу… Кто дал ему благодать священства? Ты или Бог? Если священство есть твой дар, тогда ты хорошо делаешь, что судишь священника; если же дарующим является Бог, то лишь Он и даст оценку его жизни. Итак, что ты судишь чужого раба?»22.

Святитель раскрывает плачевное духовное состояние тех, кто осуждает священство за те или иные грехи и удаляется от него: «О, как это удивительно! Бог, в Своей чистоте прощая грехи, соделывает Себе жилище в священниках ради достоинства священного сана и ожидает, чтобы люди приходили к ним, дабы Он мог через священников даровать приходящим освящение и жизнь; Он не замечает недостатков священника ради пользы приходящих. А люди, подчиненные грехам, из-за предполагаемого или реального нерадения священника отвергают благодать спасающего их Бога и бегут из дома Его»23.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий