Святитель Феолипт как обличитель расколов

Духовные корни отпадения в раскол. Главная духовная причина отпадения в раскол – гордость. Святитель Феолипт показывает, как она выводит человека из Церкви именно посредством укрепления в нем страсти осуждать священников:

«Лукавый клеветник, завидующий нашему спасению, обосновавшись в наших чувствах, всегда пытается не только направить ум человека на слабости ближнего, но даже оклеветать и сами его достоинства; со всех сторон внедряя в душу злые подозрения, он склоняет ум к осуждению ближних; и, таким образом, лукавый препятствует человеку извлекать пользу из всех обстоятельств. Он настраивает каждого плененного такой страстью только себя считать добродетельным и рассудительным, всех же людей – грешными и неразумными.

В этом человеке укрепляется неприязнь ко всем, которая… не допускает подвластного ей человека поучаться от другого и внимать глаголам ближнего; эта неприязнь, будучи дочерью осуждающей гордости, наследует и все ее плоды. Признаком гордости в человеке является отключение слуха души, как у аспида, и отказ быть поучаемым от кого-либо и подчиняться кому-либо»24.

В качестве другой причины укоренения человека в расколе и в соответствующем состоянии духа святитель Феолипт указывает тягу всячески оправдывать свой грех отделения: «Принимающие их заблуждение обнажают себя от истины и, как листья из смоковницы, сшивают одежды неразумных оправданий, пустословий и клеветы против поборников благочестия, пытаясь тщетными посулами, пустыми надеждами и лжепророчествами покрыть наготу своих страстей и невежества. Кривизны их путей настолько отклонились от правоты, что догадки и наваждения своих помыслов… эти люди представляют как само исповедание истины и как проповедь самих пророков, дабы через все это совершенно обмануть и увлечь в свою погибель народ Божий»25.

Критика раскола. Святитель Феолипт описывает всю тяжесть преступлений раскольников , говоря: «Освящаемые через православных священников святые дары становятся – как мы и исповедуем – телом и кровью Христовыми; и это происходит через молитву призывания и вследствие почивания Святого Духа. Поскольку это совершается в реальности… то не участвующий в спасительном приобщении дарам, даже избегающий их… не попирает ли он тело и кровь Господа? Не считает ли он их не дающими освящения? Не относится ли он ко Господу как к простому человеку?.. Отвергая дары как не несущие ничего полезного не распинает ли он Христа?.. Неправедными упреками, которыми раскольник  каждый день пытается обосновать необходимость уклонения от таинств, разве он не ранит как бы неким копьем умы людей и разве не пронзает ребра Спасителя?

Не является ли такой человек еще более коварным, чем сами иудеи, ведь иудеи не сокрушили кости Спасителя… Нынешний же  раскольник сокрушает и разделяет Господни глаголы, подтвержденные таинствами и, подобно костям, скрепляющие жизнь наших душ; еще он сокрушает каноны, заветы и слова божественных отцов о Церкви; самими делами он подает голос против них»26.

Гордость, через осуждение и непослушание выведшая раскольников из Церкви, не дает им и после этого выхода сохранить единство и мир хотя бы друг с другом. Поэтому святитель Феолипт указывает на такие характерные черты раскольников , как дробление на группировки и стремление к постоянным спорам.

Он говорит: «В Писании сказано, что распинавшие разделили ризы Христа и об одежде Его метали жребий.  Раскольник же не только разделяет правосмыслие верующих, сохраняющее единство и согласие Церкви, но расчленяет и различные собрания, раскалывая и рассекая единую Церковь; он подменяет звание Христово именами человеческими… Он настраивает тех, кто оказался во многих отколовшихся от Церкви частях… непрестанно возносить имена различных предводителей и именоваться именами многих вождей. Ибо один говорит: ”Я за такого-то патриарха”. Иной же: ”Я – за такого-то”. Другой – за этого архиерея, а тот – за того. И так разделяется неразделимый и единый Христос. И подобно тому, как иудеи, умалившие Царство Христово, провозгласили над собой власть кесаря, так и эти, отвергнув Христа, Главу всех нас, подчинили себя чуждым главам. Естественно, что в их среде происходит то же, что среди участвующих в сражении. Ибо как те… усваивают себе атрибуты и различные именования для отличия своих… точно так же и отвергнувшие, по причине разных мнений, церковный мир и единомыслие были отсечены в раскольничьи группировки, каждая из которых, предпочитая того или иного человека, воздвигнула его главою себе. И, таким образом, обвинения, оскорбления и спорливость обрушивая друг на друга, они приносят смерть душе»27.

Стоит добавить, что святитель Афанасий I Константинопольский тоже замечает в арсенитах желание, чтобы «битвы и беспорядки правили миром, ибо они совсем вытеснили Бога из своих сердец из-за диавольской вздорности»28. Святитель Афанасий также пишет, что  раскольники  «не боятся суда Божиего, потому что они… признают правильными свои законы от людей, которые прокляты Божиими заповедями и отвращены от христианской Церкви»29.

Относительно характерной для  раскольников-зилотов риторики об их якобы твердом следовании канонам святитель Феолипт замечает: «Они говорят, будто бы они проповедуют и совершают свои дела, следуя акривии и ратуя за благочестие, и, таковыми словами оправдывая себя, ищут оправдание своих грехов… Как иудеи все беззакония, учиненные против Христа, совершили, держась закона, будучи убежденными в своем благочестии и думая, что угождают Богу, точно так же и нынешние  раскольники , расшатывая Церковь под предлогом акривии, считают себя праведными»30.

Увещевание  раскольников . В заключение хочется привести слова святителя Феолипта Филадельфийского, обращенные к самим раскольникам :

«О чем грезишь ты, человек, в ночи суетного своего образа мыслей, с этими грезами вступая в бой… и придумывая оправдания? Укравший вещь разве является тем, кто хранит ее для владельца? Оскорбляющий возносит ли похвалу? Вступающий в бой предлагает ли мир? Разделяющий соединяет ли? Ненавидящий любит ли? Вырывающий с корнем насаждает ли? Разрушающий созидает ли? Делающий зло творит ли благо? Совращающий исправляет ли? Свергающий восстанавливает ли? Что скажешь? Познай себя. Войди в кладовую своих помыслов. Отсеки от себя самооправдание. Найди скрывающегося в тебе змея. Распознай обосновавшийся в тебе мрак. Обратись к свету и дай, если имеешь, разумный ответ, и в тот же час обретешь нас, любителей истины, пришедших к тебе. Если же ты не найдешь, что сказать, тогда, отказавшись от собственного образа мыслей и спорливости, приходи и становись в наши ряды. Мы вместе войдем в храм. Ведь сказано: ”Как хорошо и как приятно жить братьям вместе… пребывать в доме Господнем во все дни жизни”.

Возвеличим Господа едиными устами… Недостающее из-за твоего отсутствия пусть будет возмещено твоим присутствием. Твоей верностью пусть будет уврачеван произошедший через тебя раздор. Тех, которых ты опечалил своим отпадением, вновь утешь своим вступлением. Не дай исполниться на тебе суровым словам пророка: ”Гибнущее пусть гибнет”. Будучи твоими братьями, мы оплакиваем твое отделение от Церкви… Мы желаем твоего возвращения прежде, чем смертельная гангрена распространится в тебе. Выбор между жизнью и смертью дан тебе. Ныне нет независящих от тебя обстоятельств, препятствующих твоей воле к здравию… Пока весы перемен находятся в твоих руках, яви свое расположение к возрождающей Церкви. Не оставайся, сыне, в несогласии со своей Матерью, ругая ее и похищая ее чад посредством губительных глаголов, дабы в клевете на святыню и в разрывании церковного единства не застал бы тебя последний день»31.

 

Диакон Георгий Максимов

 7 декабря 2010 года

 

1.   Лебедев А.П. Очерки истории византийско-восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 334–336.
2.   Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. СПб., 1875. С. 267.
3.   Там же. С. 305–308.
4.   Там же. С. 330.
5    Пржегорлинский А.А. Арсенитская схизма в изображении святого Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам // Мир Православия. Вып. 4. Волгоград, 2002. С. 58.
6.   Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. С. 511.
7.   Там же. С. 518.
8.   Пржегорлинский А.А. Арсенитская схизма в изображении святого Феолипта Филадельфийского… С. 64.
9.   Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. С. 714.
10.   Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви // Альфа и Омега. 1998. № 3 (17). С. 86–87.
11.   Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии, восхваляющее и одобряющее проводящих дни свои в Церкви; в то же время порицающее и увещевающее к обращению тех, которые удаляются от общения с православными христианами и отделяют себя от Церкви // Мир Православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 146–147.
12.   Цит. по: Лобова Л.Ю. Состояние Византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия // Античная древность и средние века. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1997. С. 40.
13.   Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии… С. 150.
14.   Там же. С. 154.
15.   Феолипт, митрополит Филадельфийский. Поучение о том, что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан, ревностно посещать храмы Божии, повиноваться епископам и почитать служителей Господа // Мир Православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 135–136.
16.  Там же. С. 137.
17.  Там же. С. 136.
18.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии… С. 146.
19.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Поучение о том, что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан… С. 137–138.
20.  Там же. С. 139.
21.  Там же. С. 139–140.
22.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии… С. 155–156.
23.  Там же. С. 157.
24.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Поучение о том, что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан… С. 140–141.
25.  Там же. С. 137.
26.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии… С. 148.
27.  Там же. С. 149.
28.  Лобова Л.Ю. Состояние Византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия. С. 39–40.
29.  Там же. С. 40.
30.  Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии… С. 150.
31.  Там же. С. 151.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий