Чистый Понедельник в Греции

Как греки встречают Великий пост.

В Греции, пожалуй, как ни в одной другой стране, вся жизнь связана с церковным календарём. В начале Великого поста закрываются почти все магазины и рынки, не работают частные конторы и офисы.

Первый день Великого поста для греков — это национальный праздник. Теперь вместо привычного «Кали мера», они будут приветствовать друг друга словами «Кали саракости» — то есть «хорошего Великого поста»!

«Чистый понедельник» («Кафара Дефтера») является официальным выходным. Многие стараются в этот день исповедоваться, а на Торжество Православия причаститься.

В некоторых областях Греции принято встать до восхода солнца, искупаться или помыться. В сельской местности этот день традиционно посвящён тщательной уборке. Хозяйки до блеска драят металлическую посуду, чтобы очистить ее от впитавшегося жира.

Горожане отмечают «Чистый понедельник» пикником на природе и запуском воздушного змея. В рацион обычно входят маслины, зелень, халва и постная лепёшка под названием «лагана».

***

«В Греции первый день Великого поста — так называемый Чистый понедельник первый в году праздник, который отмечается на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжают в сельскую местность, поднимаются на холмы и с крутых холмов запускают воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды.

 Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост — это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд.

В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова “Lent” (пост) — это именно “весенняя пора”, как это видно из слов средневековой поэмы:

Lenten is come with love to towne,

With blosmen and with briddes rowne1.

“Весна с любовью в мир вошла, с цветеньем почек, с птичьем пеньем.” Может показаться странным рассматривать пост как время для того, чтобы влюбляться, но возможно — это одно из его значений. Связь между постом и весной видна также и в православных богослужебных текстах:

 Возсия весна постная, цвет покаяния.

Покаяние — metanoia , “изменение ума” — это не пепел, но раскрывающийся цветок.

Таков контекст, в котором мы должны говорить о Великом посте: он связан с полетом бумажных змеев и с началом весны. Но также он связан со свободой. Весьма знаменательно, что на время Великого поста почти всегда приходится один из главных праздников церковного года — Благовещение, празднуемое 25 марта. В этот день мы вспоминаем свободу того выбора, который сделала Благословенная Дева Мария.

 Когда архангел Гавриил возвестил Марии Божий замысел, он ожидал от нее ответа: “Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лк 1: 38). Этот ответ со стороны Марии не был предрешен заранее, она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает человеческую свободу. В Послании к Диогнету (2-й век по Р.Х.) говорится: “Бог не принуждает, а убеждает, ибо насилие чуждо Ему”2.
 Именно так было и с Девой Марией: Бог не стал бы человеком, не испросив сперва добровольного согласия Той, Кому предстояло стать Его Матерью. Это было необходимым условием. “Мы соработники(synergoi) у Бога”, — говорит апостол Павел (1 Кор 3: 9), и в первую очередь это относится к Деве Марии. В Благовещении она стала synergos , соработницей Богу, — не просто послушным орудием в Его руках, но активным участником Таинства (Тайны). Как говорит святой Ириней Лионский († ок. 200): “Мария содействовала домостроительству”3.
 Вот, таким образом, другой ключ к пониманию смысла поста. Будучи временем постижения и обновления, временем духовной весны, пост также связан с тем, как мы используем нашу человеческую свободу выбора. Великий пост — это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свобода, с одной стороны, есть нечто непосредственное, но с другой стороны, и то, чему нужно учиться. Если бы вы спросили меня: “Вы играете на скрипке?” — и я бы ответил: “Я не уверен, я никогда не пробовал…”, — мой ответ показался бы вам несколько странным. Потому что я вовсе не свободен сыграть сонату Баха на скрипке, если сначала, путем долгих и упорных занятий, не овладею инструментом.

 На нравственном уровне дело так же обстоит и с проявлением нашей свободы. Будучи человеком, созданным по образу и подобию Божьему, я не обладаю истинной свободой, пока не научусь использовать данную мне свободу правильно, а подобное научение предполагает послушание, дисциплину и самоотречение. Свобода не просто дар, это еще и задача. Русская духовность называет это аскетическим подвигом. Как справедливо отмечал Николай Бердяев (1874—1948): “Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя”4. Но также она есть привилегия и радость.

 Вот, таким образом, три “замера глубины”, которые помогут нашему кораблю в плавании через великопостный архипелаг».

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) Великий пост и общество потребления 5

Примечание:

1. Celia and Kenneth Sisam (eds.), The Oxford Book of Medieval English Verse , Oxford ,1970, с. 120.
2. Послание к Диогнету, VII, 4.
3. Против ересей, III, XXI, 7 (PG 7.953B).
4. Самопознание. Опыт философской автобиографии, Москва, “ДЭМ”, 1990 г ., с. 51 (гл. II, Свобода).
5. Церковный вестник № 5 (306) 2005 г.

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий