Что говорит Тора о происхождении человека? («Макор Ришон», Израиль)

Тора

Шломо Авинер

Начнем с того, что никто не утверждает, что мы произошли от обезьяны. Говорят о том, что у человека и обезьяны есть общие предки и что эти общие предки в свое время разделились на две ветви – людей и приматов.

Поэтому человек не произошел от обезьяны, а имеет с ней общее происхождение. Более того, в мидраше рассказывается о том, что в период поколения, проклятого Всевышним, разделенного им на народы (дор-афлага), часть человеческого рода превратилась в обезьян. Если это так, то ситуация может измениться и в обратную сторону. Человек должен быть очень осторожен, чтобы не стать животным. У человека есть душа, он создан по образу и подобию, но он может превратиться в зверя. Что такое человек, превратившийся в зверя? За годы галута мы узнали об этом на своем горьком опыте – особенно в период Катастрофы.

Но и в Эрец-Исраэль есть люди, которые являются животными внутри и людьми – снаружи. Человек может стать зверем в своем поведении. Именно это имеют в виду еврейские мудрецы (хазаль), когда говорят о том, что часть человеческого рода превратилась в обезьян. На вопрос о том, создавал ли Господь человека сразу, напрямую, либо постепенно, поэтапно, в ходе длительного процесса, у нас нет ответа.

Мы не знаем, поскольку нас не было в тот период. Толкования мудрецов можно понимать по-разному. В Торе написано о том, что Господь создал человека из глины и вдохнул в него жизнь. Можно понимать это так, что Всевышний сделал это за секунду, а, возможно, этот процесс продолжался долгий период. Так или иначе, кое-что следует прояснить – ведь были найдены кости, скелеты разных существ, которые представляют собой своеобразные формы промежуточного состояния между человеком и обезьяной, свидетельства древней жизни, наскальные рисунки и предметы.

Учителю, раввину Куку был однажды задан вопрос именно на эту тему. Были найдены различные геологические слои в разных местах на планете. Когда ученые сумели определить временную принадлежность этих слоев, они обратили внимание на то, что в каждом таком слое были скелеты разных, но похожих животных. Это не теория, а факты. Позднее появилась теория, которую следовало доказать. Объяснить то, что существа развивались и превращались в других существ в последующие эпохи.

Человек атеистических взглядов, разумеется, скажет, что они развивались сами по себе. А верующий человек скажет, что их облик изменял Всевышний. Точно так же атеист говорит, что младенец развивается, а человек с верой говорит, что это Господь развивает и меняет душу младенца. Рав Кук говорил, что все найденное в природе – это останки миров, которые были уничтожены Всевышним. Мидраш говорит, что Господь строит миры и разрушает миры. Миры были уничтожены, но от них остались определенные следы.

Мы любим науку, уважаем науку, ценим ученых. Существует даже благословение, предназначенное для ученых людей. Но Тора – это не научное исследование. Тора не занимается вопросом, был ли человек напрямую создан из глины — либо в результате поэтапного длительного процесса. Тора занимается только тем, как человек должен себя вести. Нас интересует не вопрос, происходит ли человек от зверя, а то, как человек должен себя вести, чтобы не стать зверем.

Наука призвана описывать мир. Тора призвана описывать не то, что существует, а то, как должно быть. Тора не исследует вопрос, имеем ли мы общее происхождение с обезьяной. Тора велит каждому из нас не быть зверем, не быть обезьяной. А быть человеком с душой, быть праведником.

Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)

Источник: ИноСМИ

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий