Чудо в Борках

Заметки православного паломника
Станислав Минаков, Харьков

В Рождественский сочельник мы отправились на автомобиле вшестером из Харькова в поселок Борки, куда мою куму пригласил настоятель Свято-Успенского храма иерей Сергий Стешенко. Кум — за рулем, мы ехали в приподнятом настроении, особенно его дочь, моя крестница, год проработавшая в Арабских Эмиратах и прервавшая контракт из-за тоски по всему родному.

Как и предупреждал метеопрогноз, была метель, гололедица, автомобиль иногда «соскальзывал», мы пронеслись по скользкой трассе через райцентр Мерефа, отметив указатель на Озеряны, вспомнили, как ездили сюда на Пасху, в храм в честь чудотворной иконы Богородицы Озерянской, повернули на Борки. Как и упреждал батюшка, мы не заметили развилки и проскочили (хорошо, что проскочили!) до Спасова скита — так теперь снова называется железнодорожная платформа, располагающаяся на 865 км к югу от Москвы, — на месте, где 17 (29) октября 1888 г. произошло крушение Императорского поезда. Сначала сверкнул в ночи ее золотой куполок, а потом нам явилась за ветвями деревьев в лучах прожекторов и сама белостенная часовня, видная даже из окон пролетающих поездов…

 

* * *

История с крушением — поразительна. Стоит ли говорить, что вся Россия восприняла спасение Царской семьи как чудо. По великой Империи в честь чудесного спасения возводились храмы, собирались пожертвования на постройку близ харьковских Борков огромного храма Христа Спасителя и часовни Спаса Нерукотворенного, что и было осуществлено в 1891—1894 гг. по проекту академика архитектуры Р. Марфельда.

Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения — превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы.

 Есть также описанная позднее версия, что крушение было вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара императорского поезда, человека, связанного с террористами-революционерами (он впоследствии скрылся за границей).

 В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов Императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын Государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него.

В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.

 Величественный храм Христа Спасителя был построен в русско-византийском стиле XVII века в 60 м от железнодорожной насыпи и вмещал до 700 человек.

 Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. Некоторое время Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. — пятой русской Лавры).

На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения Императорской семьи привлекал паломников, несколько раз приезжал сюда и Император.

Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В безбожное время платформа называлась Первомайской. Но Бог сохраняет все, и народная память, к счастью, не всегда бывает затемнена окончательно, а потому в новейшие времена, спустя десятилетия, в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. К лету 2003 г. при активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили. Крест с Распятием Спасителя поставлен в 2007 г. — на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя, и изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десна в Черниговской обл. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет.

 Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, идущие из Харькова на юг, в сторону станции Лозовой, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, и православные могут поклониться святыне.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий