Европейское Просвещение и Православная Церковь

Исихастская практика и опыт (бывшие основой православного богословия и духовности) игнорировались всеми Просветителями. В своей борьбе с традиционалистами, они вслед за давними противниками Григория Паламы отвергли различие сущности и энергий, что привело их к отрицанию реального участия Бога в жизни человечества, отрицанию чуда и всего сверхъестественного. При этом они не ощущали реальность Божественного откровения, погрузившись в моралистическое просветительство.

Предлагаемые Просветителями реформы касались не только устройства Церкви, но и самой ее жизни: носители новой идеологии требовали сокращения постов и служб, замены византийской иконописи и церковного пения западными, предлагали множество других5 нововведений.

Критика монашества и священства стала основой для требования радикальных реформ, искажающих всю традиционную основу церковной жизни. Больше всего нападок вызывал аскетизм «свойственный скорее диким зверям нежели святым»6. Безбрачие декларировалось нарушением установленного естественного божественного порядка. Наиболее радикальные Просветители отрицали святость подвижников и пророков, полагая их простыми людьми, отвергали авторитет Вселенских Соборов и полагали Символ Веры «поповской выдумкой», с помощью которой клирики держали свою паству в неведении и подчинении7.

   Главной мишенью своей критики Просветители сделали монастыри, которые всегда были носителями подлинной церковной Традиции. Степень неприятия монашества разнилась от сочинения к сочинению, но некоторые авторы доходили до того, что обвиняли «недостойных и безграмотных монахов»8 в том, что «они были худшими тиранами чем турки»9 и «пили невинную кровь несчастного народа»10

Анализ трудов большинства носителей идеологии Просвещения в Юго-Восточной Европе показывает, что фактически они выступили за создание нового рационального и очищенного христианства, сходство которого с протестантизмом сразу бросалось в глаза, а связь с православием была едва уловима.

  Идейный конфликт Просветителей и защитников Православной традиции во многом напоминал борьбу иконоборцев и иконопочитателей, сторонников и противников унии с Римом, а также исихастов и сторонников Варлаама Калабрийского. Сходство с исихастскими спорами XIV в. особенно бросается в глаза: не случайно Просветителей в историографии подчас называют «неоварлаамитами», а участники традиционно-просветительского движения видели своим духовным лидером и вдохновителем святителя Григория Паламу.

Традиционалисты (в большинстве своём насельники Святой Горы Афон) приняли новейшие достижения западной науки и способствовали их распространению на Востоке, что однако не привело их к пренебрежению собственной культурной традицией и религиозным наследием.

  К числу основных лидеров исихастского возрождения» прежде всего следует отнести выдающегося миссионера равноапостольного Космы Этолийского (1714—1779)11, его брата руководителя Патриаршей академии Хрисанфа Этолийского (1710 -1785), преподобных Никодима Святогорца (1749—1809)12, Нифонта Хиосского и Афанасия Паросского (1721—1813)13, святителя Макария Нотараса (Коринфского) (1731—1805), сщмч. Патриарха Григория V, а также ряд других общественных и церковных деятелей, в том числе Евгения Вулгариса (1716 — 1806)14 и Никифора Феотокиса (1731—1801), чья судьба была тесно связана с Россией.

Началом духовного возрождения Православной Церкви стало движение коливадов . Коливады и их соратники старались воплотить православную исихастскую Традицию в человеческую повседневность. Они выступали за осознанное участие в церковных таинствах, частое причащение, аскетизм и умную молитву. Плоды этого духовного возрождения Православная Церковь вкушает до сих пор.

Собор Коливадов  Современное Просвещение, характеризовавшееся в глазах защитников Православного Предания прежде всего отрицанием православного взгляда на человека и общество, они рассматривали и как угрозу единству православных народов.

Деятельность защитников Православной традиции органично дополняла друг друга: одни из них распространяли среди народа грамотность, попутно призывая соотечественников читать церковную литературу. Ее вакуум, в свою очередь, восполняли их соратники, предпринявшие поиск, толкование, перевод на народный язык и издание святоотеческих текстов. Их главной заслугой стала публикация «Филокалии» («Добротолюбия») (1782) – книги, оставившей неизгладимый отпечаток на православной духовности и получившей широчайшее распространение.

Защитники Православного Предания исходили из того, что для успеха их деятельности необходимо возрождение национальной системы светского и религиозного образования. Именно поэтому они приняли активное участие в открытии школ и распространении грамотности и уделили большое внимание подготовке будущих учителей и пастырей. Один только Косма Этолийский основал более 1000 учебных заведений разного уровня, обеспечил их преподавательскими кадрами и учебной литературой.

Просветители полагали, что образование полезно далеко не для всех, и даже не все люди к нему способны: «всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства» (Ж.Ж. Руссо) «чернь, как высшая, так и низшая, не доросла еще до философии» (Вольтер). В отличие от них защитники Традиции выступали за всеобщее и бесплатное образование.

   В то время как европейские Просветители жили и действовали только в земном измерении, традиционалисты исходили из более сложной системы координат – приоритет отдавали небесному, но никогда не забывали и о земном. Они заботились не только о духовном спасении своей паствы, но и старались помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Так учение преподобного Космы Этолийского сыграло весьма важную роль в возрождении сельского хозяйства и воссоздании экономики: проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями (он сам подавал пример слушателям, собственноручно посадив тысячи деревьев), первым рассказал о необходимости прививать деревья, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев. Забота святителя Макария (Нотараса) о своей пастве принимала еще более широкий характер: он помогал купить животное, построить дом, корабль, выдать замуж дочь, расплатиться с долгами. Некоторые особо нуждающиеся даже получали у святителя ежемесячную помощь.

В то время как политическим идеалом для Просветителей стала Европа и дохристианский мир, государственным идеалом для участников «филокалического возрождения» была Византийская империя.

Именно поэтому их произведения были адресованы не только грекам, или славянам, но и всему населению бывшей Византийской империи (а подчас и вообще ко всему православному миру).

Традиционалисты полагали, что именно через возрождение Традиции православные народы Балкан смогут сберечь свою духовную и создать политическую автономию. В этом контексте большое значение для сохранения общности народа имела пропагандируемая ими исихастская Традиция. Через ее поддержку происходило возрождение богословия и церковной жизни, которое, в свою очередь, имело определенное значение для консолидации народа.

В своих произведениях участники «филокалического возрождения» подчеркивали универсальность, и в тоже время актуальность традиции непрестанной молитвы. При этом они отвергали обвинения в том, что навязывают мирянам правила «живущих вне мира монахов». Никодим Святогорец неоднократно подчеркивал, что миряне «также должны заниматься духовным деланием, свойственным монахам»15. Со своей стороны Косма Этолийский не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трех сотен тысяч четок. Именно благодаря его стараниям, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена на Балканах и по сей день.

В то время как с точки зрения Просветителей аскеза заключалась в запретах и ограничениях, подход традиционалистов был прямо противоположным: «аскеза не ограничивает творчества; наоборот, она освобождает его, потому что ставит его своей целью как таковое. Здесь на первом месте – творческая работа над собой, творческое созидание своего «Я»16. «Блажена жизнь пустынников... ибо они устремлены к Богу своей бесконечной, чрезвычайной… любовью»17, — характеризовал жизнь аскетов Никодим Святогорец.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий