Европейское Просвещение и Православная Церковь

Знания – важная ступень на пути достижения цели христианской жизни. Этим и объясняется огромное внимание, которое многие исихасты уделили образованию соотечественников. Они исходили из того, что успешное распространение Традиции невозможно без преодоления кризиса образовательной системы.

Уверенные в том, что научное знание не противоречит знанию богословскому, традиционалисты, в отличие от Просветителей, не противопоставляют их. В то время как Просветители понимали богословие как форму науки, полагая, что она дать объяснение, в том числе, и явлениям духовного порядка, сторонники традиционных ценностей не принимали такой подход. Наука занимается одной сферой человеческой жизни, богословие – другой, непостижимой с помощью рационалистической методологии. Традиционалисты не отрицали науку, а ограничивали сферу ее применения. Вслед за Святыми отцами участники «филокалического возрождения» выделяли два типа знания и познания: внутреннее (духовное) и внешнее (научное), первое занимается познанием Бога а второе тварного мира. Они четко указывали на их различия и подчеркивали недопустимость их смешивания, именно поэтому традиционалисты не принимали как схоластику, излишне смешивающую науку и богословие (которые должны дополнять друг друга), так и деизм, отрицавший метафизику и все необъяснимое с точки зрения простой логики.

Бог и Его откровение в этом мире для традиционных просветителей намного шире границ разума и глуб­же его законов. Постичь его ширину и глубину можно не начитанному эрудиту, а только человеку с очи­щенным сердцем и преображенным разумом по мере своего духовного возрастания расширяющим и свои духовно-познавательные способности.

Большинство православных просветителей участвовало в международном издательском сотрудничестве. Впоследствии это способствовало перерастанию традиционализма в движение общеправославного масштаба, получившее широкое распространение не только в греческих землях, но и в ряде славянских государств.

Ярким примером такого сотрудничества стало издание исихастских текстов (прежде всего, «Добротолюбия») на славянском языке. Со временем движение традиционалистов приобрело более широкий масштаб, дело лидеров движения продолжили их ученики и последователи – священники, монахи, общественные деятели и проповедники, многие из которых принимали активное участие в освободительном движении на Балканах.

История развития православного традиционализма XVIII – начала XIX вв. во многом напоминает аналогичное движение исихастского возрождения XIV в. Оба они со временем стали гораздо шире собственно исихастского или вообще монашеского течения, к ним примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники.

Славянский перевод «Добротолюбия» стал этапным событием в истории Русской Церкви и послужил толчком к мощному движению возрождения традиционного монашества, в конечном итоге способствовав распространению исихастской духовности среди народа. Центром «филокалического возрождения» стала знаменитая Оптина пустынь, куда стеклись многие ученики Паисия Величковского, продолжившие перевод и издание греческих святоотеческих произведений (в том числе и традиционалистов XVIII в.). Участниками этой деятельности были не только монахи, но и миряне, постепенно монастырь становится центром притяжения культурной и литературной элиты, ищущей духовного руководства и окормления. Интерес к старчеству со стороны литераторов и религиозных философов создал предпосылки для усвоения принципов исихазма философской мыслью того времени.

С Оптинскими монахами был связан Иван Киреевский, рассматривавший исихастскую Традицию как альтернативу европейскому Просвещению. Он активно участвует в издании обителью святоотеческих переводов, помогает ей в хозяйственных нуждах. В Оптине окормлялись и другие участники славянофильского движения: Аксаков, Хомяков, Самарин… Критика рационализма в западной философии и богословии и противопоставление антропоцентричной западной модели Православной традиции и народного благочестия стало одной из главных особенностей славянофильского движения. Исихастское возрождение в России оказало значительное влияние на целый ряд представителей русской интеллигенции: Достоевского, Гоголя, Соловьева, Леонтьева. Все они были «духовно связаны с оптинскими старцами, а через них и с греческими «святыми Добротолюбия» XVIII в.»18.

Влияние изданного традиционалистами «Добротолюбия» трудно переоценить – оно стало толчком к возрождению исихастской духовности не только в России, но и в Сербии, Болгарии, Румынии, а впоследствии вызвало большой интерес и на Западе, где было переведено на французский, английский, немецкий и испанский языки.

Примечания:

1. Paradis de Raymondis. Σύγγραμμα στοιχειώδες περί ηθικής και ευδαιμονίας. Μετ. Μιχ. Χρηστάρη. Βιέννη, 1816. Τ. 1ος. Σ. 147.
2. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян. // Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
3. Voltaire’s Correspondence V. 1-107. Geneve, 1953—1965. V. 13. P. 331. Annales de l’ Empire.
4. Κοραή Αδαμ. Προλεγόμενα εις τα Πολιτίκα του Αριστοτέλους. Εν Παροίσοις, 1821.
5. Например, вводилась платная исповедь – на согрешающих христиан накладывалась денежная епитимья.
6. Χριστόφορος Παμπλέκης. Ακολουθία. Σ. 105-115.
7. Там же. Σ. 154-155
8. Ανώνυμος Έλλην. Ελληνική Νομαρχία. Σ. 99.
9. Αδαμάντιος Κοραής. Αλληλογραφία 1774—1798, επιστολή της 21ης Ιανουαρίου 1791. Σ. 139-145, 199.
10. Χριστόφορος Παμπλέκης. Ακολουθία. Σ. 59,72,77-79,129-140.
11. Косма Этолийский – один из наиболее известных исторических деятелей новогреческой истории. Святой Косма родился в небольшой этолийской (Этолия – область в центральной материковой Греции) деревушке Мегало Дендро. Получив начальное образование, он отправился на Афон, где стал учеником Афонской академии – учебного заведения при Ватопедском монастыре, специализировавшегося на преподавании светских и духовных дисциплин. По ее окончании принял постриг под именем Косма в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие по территории Константинопольского патриархата. В ходе этого и последующих путешествий святой Косма стремился к распространению Православной традиции и восстановлению утраченного народного единства. Проповедник основал более тысячи школ, собрал вокруг себя учеников, которые впоследствии продолжили его дело. В 1779 году по ложному доносу Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. Масштаб его деятельности был столь велик, что враги проповедника заплатили за его голову сумму эквивалентную сегодняшним полутора миллионам долларов. Имя этого святого навсегда осталось в сердцах православных, населяющих Балканский полуостров. О нем слагались песни и сказания, его именем были названы и до сих пор нарекаются школы, улицы, целые селения и города. Многие современники были под таким впечатлением от встречи со святым, который изменил всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Именно поэтому во многих областях Балканского полуострова фамилия «Космас» получила широкое распространение. Проповеди и пророчества Космы Этолийского распространились десятками тысяч рукописей, а позднее и многомиллионными тиражами.
12.  Никодим Святогорец – крупнейший православный богослов, талантливый и плодовитый писатель. Родился в 1749 г. на острове Наксос. С детства проявил выдающиеся способности, феноменальную память и тягу к знаниям. Закончив ряд учебных заведений, отправился на Афон, где принял постриг в обители Дионисиат. Был активным популяризатором и издателем переведенных им на народный язык святоотеческих произведений, а также автором многочисленных богословских сочинений. Никодим Святогорец сотрудничал со многими современными общественными и церковными деятелями, вел с ними активную переписку. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 31 мая 1955 года.
13.  Преподобный Афанасий Паросский (1720—1813) был ярким полемистом, радикальным анти-западником и противником Европейского Просвещения. Его ученики рассеялись по всем Балканам и нимало сделали для их духовного и политического возрождения. Перу Афанасия Паросского принадлежат более пятидесяти произведений. Их большая часть посвящена полемике с католическими богословами и западными Просветителями.
14. Евгений Вулгарис несомненно был одной из самых выдающихся личностей своей эпохи. Он родился в 1717 г. на острове Керкира (Корфу). Получил великолепное образование и преподовал во многих учебных заведениях на территории Константинопольского патриархата. Поучиться у Евгения хотели ученики из Греции, Сербии, Румынии, России и Германии. Вулгарис был известен не только в Греции, но и за ее пределами (в частности, долгое время состоял в переписке с Вольтером). Он свободно владел латинским, итальянским, французским языками. Также знал еврейский, немецкий, турецкий, арабский, русский и валашский языки. Современники ставили его в ряд таких фигур, как Бэкон и Лейбниц. Принимая новейшие научные достижения, он открыл для сограждан современные передовые достижения европейской мысли. При этом Вулгарис не жертвовал ни в малейшей степени православным мировоззрением. Фундаментом его мысли всегда оставалась исихастская Традиция и восточное апофатическое богословие. Евгений активно боролся с католическим прозелитизмом, помогал учебной литературой большому количеству школ на Балканах, стал автором многих исторических, богословских и философских произведений.
15. Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. Москва, 2005. Стр. 228.
16.  Флоровский Г. Христинство и Цивилизация. //Избранные богословские статьи. Москва, 2000. Стр. 224.
17.  Νικόδημου του Αγιορείτου. Νέα Κλίμαξ. Θεσσαλονίκη, 1976. Σ. 165.
18.  Ζήσης Θ. Κολλυβάδικα. Θεσσαλονίκη, 2004. Σ. 47.

источник: «Издательский дом Святая Гора»

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий